«Дикинсон» стал первым крупным проектом для Apple TV+. Стартовый сезон подчеркнуто постмодернистского байопика о культовой поэтессе Эмили Дикинсон, несмотря на старания попасть в нынешнюю повестку — с феминизмом, лозунгами типа «сексуальность — это спектр», etc., — снискал если и не холодный, но едва теплый прием у публики и критиков. Среди серьезных наград только Peabody, а рейтинг одобрения на Rotten Tomatoes достиг скромных 74% — прямо как «Тоттенхем» в весьма точном сравнении героя Колина Фаррелла из «Залечь на дно в Брюгге». Вряд ли на это рассчитывали в Apple, учитывая довольно большой бюджет сериала.
Впрочем, «Дикинсон» не так уж и первостатейно плох, скорее «второстатейно», если это, конечно, возможно. Если в вас живет эстет, не слишком озабоченный вопросами соотношения формы и содержания и всего в этом роде, то, вероятно, он останется в восторге от костюмов, по-декадентски cдержанной цветовой гаммы, хлесткого монтажа, более уместного для клипа «какого-нибудь» рэпера (например, Wiz Khalifa) и соответствующего ему темпа (вероятно, для кого-то просмотр фильмов База Лурмана не прошел бесследно). В определенном смысле создателям удалось достичь своей цели — знаменитая поэтесса, чья биография полна тайн и недомолвок, показана во многом как избалованный и вздорный подросток, бунтующий против патриархальной действительности. Слегка упрощенно? Да, пожалуй. Но очень современно.
Впрочем, уже в октябре 2019 года стало известно о продлении сериала на второй сезон. Шоураннер Алена Смит обещает, что его главной темой станет слава, которой Дикинсон посвятила немало стихов. При жизни поэтессы было опубликовано всего семь ее стихотворений, и те были подписаны чужими именами. И это при том, что библиография Дикинсон насчитывает около полутора тысяч работ.
Ответ на эту загадку Смит частично дала в первом сезоне — отец Эмили, Эдвард Дикинсон, раб пуританской морали, запрещал дочери публиковаться. Впрочем, эту версию нельзя признать исчерпывающей. Женщина-писательница была редким явлением для Америки середины XIX века, но вовсе не исключительным. Достаточно вспомнить современницу Дикинсон — Луизу Мэй Олкотт, автора «Маленьких женщин», которая, кстати, появляется в первом сезоне. Другое дело, что сама Дикинсон в одном из собственных стихотворений пишет: «Публикация — постыдна! Разум с молотка!».
Смит полагает, что Дикинсон была одержима славой и признанием, но, в силу разных причин, подавляла их в себе. По ее замыслу это должно рифмоваться со ставшей привычной для современных подростков (и не только) жаждой внимания. Хотя, если вновь обратиться к творчеству Дикинсон, то можно вспомнить такую жизнеутверждающую строку: «Я — Никто!» И в том же стихотворении: «Как уныло — быть кем-нибудь — И — весь июнь напролет — Лягушкой имя свое выкликать — К восторгу местных болот». Как точно описан Facebook, и как много тщеславия в этом отрицании! Возможно, именно в нем Смит видит разгадку тайны Дикинсон. Так или иначе — узнаем об этом уже осенью 2020 года.