После оглушительного успеха первого второй сезон «Позы» делался в стахановском режиме. И то, что это скажется на качестве продакшна, было практически неизбежно. Собственно, так и случилось: кое-где сценарий провисает, кое-где сцены слишком «по-мыльному» сняты и уровень драмы зашкаливает (даже для сериала о дрэг-квин и транссексуалах, снятого для телевидения), кое-где сюжет просто распадается и приносится в жертву «общему вайбу». Опытный сценарист Райан Мерфи знает, что делать в таких случаях. Например, в любой непонятной ситуации можно вставить серию в жанре «роуд муви» (серия Life's a Beach — в названии скрыта игра слов: расхожее выражение Life’s a bitch означает «Жизнь — та еще сука», тогда как омоним beach значит «пляж»).
Эмоциональный накал второго сезона осциллирует между макабрическим ужасом (эпизод «Бабочка/кокон») и оптимизмом «девчачьих» фильмов, где любые невзгоды будут преодолены, а сестринская взаимовыручка — это тотальный способ противостоять агрессивному внешнему миру. Мир на этот раз действительно агрессивен: в полном разгаре эпидемия ВИЧ, который остается пока неизлечимым заболеванием. Лекарства, использующиеся для купирования симптомов, вызывают тяжелые побочные эффекты. Каждый из героев сериала боится услышать от врача неутешительное «Ваши тесты были отправлены на повторную проверку и...». Или услышать эти слова от партнера, учитывая, что все находятся в группе риска. Каждую неделю герои сериала кого-то хоронят, смерть становится травмой, которую приходится переживать регулярно, и даже свыкаться с ней. Что остается делать в этих условиях? Герои «Позы» отвечают на этот вопрос гедонистически — танцевать. Эдакий «вог во время чумы».
В новом сезоне Мерфи предпринял еще одну попытку встроиться в актуальный дискурс и высказаться на тему апроприации, а точнее, ответить на вопрос, возможна ли она в принципе. Или культурное явление невозможно присвоить? Уже в первой серии мы слышим песню Мадонны Vogue («Вог»), которая на короткий момент вывела вог-культуру из тени. Американские домохозяйки пошли массово записываться на курсы этого танца (на этой волне Деймон серьезно укрепит свою популярность как преподавателя и танцора). Как и любой хайп, повальное увлечение вогом довольно быстро сойдет на нет. Танцевальные группы перестанут набираться и окажется, что внезапная любовь к культуре, созданной в основном чернокожими и транссексуалами, была использовала во вполне колониальных традициях — поигрались и бросили. Мадонна продолжила колесить по миру и давать масштабные концерты, исполняя в том числе песню Vogue, а ЛГБТ-сообщество так и осталось в тени, лишенное не только гражданских прав, но и права на жизнь и здоровье.
Еще одним важным мотивом сезона становится правозащитный: никто не постоит за тебя, кроме тебя самого, особенно если ты принадлежишь к угнетенной группе. Когда Электра попадает в передрягу и понимает, что в случае чего полиция может возложить вину на нее, особо не разбираясь, просто потому, что так удобно, то решает, что вовлекать копов в это ни в коем случае нельзя.
Удивительно, как в этой «осажденной крепости» при огромном количестве агрессии и неприятия, удается сохранять бодрость духа, оптимизм и любовь к ближнему. Райан Мерфи на этот раз не особо изобретателен в способах выразить эту простую, но важную мысль, — что в любой ситуации надо прежде всего оставаться человеком, — но за величие замысла уже можно простить огрехи в его реализации.
Вспомнить, что происходило в первом сезоне, можно здесь. Также у сериала запланирован третий (и последний) сезон.