Неторопливое повествование в декорациях заснеженных фьордов — не клише, а фишка скандинавского кинематографа. На эту основу идеально ложатся сюжеты и мелодрам, и хорроров, и триллеров. Северные фильмы-катастрофы отличаются от привычного американского экшена с дорогостоящими спецэффектами. В центре внимания «Туннеля» — не сама катастрофа, а ее жертвы. Мурашки пробегают от осознания, что такая ситуация может произойти в обыденный день с каждым человеком.
Для усиления эффекта перед началом фильма зрителя вводят в контекст. Мы узнаем, что по всей Норвегии существует 1100 туннелей, в большинстве из которых нет запасных выходов и комнат безопасности. С 2011 года в туннелях произошло восемь крупных пожаров, и именно героические действия выживших и сотрудников служб быстрого реагирования спасли бесчисленное количество жизней. Эти события и подвиги спасателей послужили источником вдохновения для кинокартины режиссера Пола Ойе.
В преддверии Рождества в горной местности объявлено штормовое предупреждение. Колонны автомобилей спешат скорее добраться до дома через пургу по заледенелой трассе. Водители грузовиков, семьи, случайные путники, туристы оказываются не в то время, не в том месте. В длинном туннеле, вырубленном через гору, уставший водитель бензовоза не справился с управлением. Сначала он перегораживает полосы и создает ужасную пробку, а затем и смертельную ловушку. Утечка топлива и искра в электрической коробке вызывают огненный взрыв, который наполняет туннель ослепляющим пламенем и токсичными испарениями. Тем, кому посчастливилось не сгореть заживо рядом в огненной волне, угрожает черное облако дыма. Оно молниеносно заполняет узкое пространство с пойманными в ловушку путниками.
Пока выжившие борются среди хаоса в кромешной тьме и душном помещении, снаружи мобилизуются команды экстренной помощи, включая главного героя Стейна (Торбьорн Харр). Его вызывают на подмогу на координацию спасательных работ. Но он пока даже не догадывается, что среди множества машин, набитых внутри туннеля, находится автобус, в котором едет его дочь Элиза (Ильва Фюглегуд).
Фильм показывает ситуацию с разных сторон: спасателей, операторов экстренных служб, виновника аварии, несчастных жертв. Каждый борется за выживание по-своему. Режиссер сосредоточивает внимание на историях людях, а не на зрелищах, ведь удушение — не самая кинематографичная опасность. «Туннель» дает зрителям что-то подлинное, за что можно цепляться и за что болеть.
Число смертей в результате пожара в туннеле, возможно, несопоставимо с масштабами супер-землетрясения в Лос-Анджелесе или цунами, обрушившегося на восточное побережье Японии. Режиссер Пол Ойе предпочитает вызывать страх, а не восторженный трепет. Люди здесь не убегают от взрывов, они задыхаются от дыма, который медленно проникает в их машины. Смерти в этом фильме случаются по самым тривиальным причинам, но в реальной жизни именно так происходят техногенные катастрофы. Грань между угрозой и безопасностью шокирующе тонка и зависит от таких факторов, как количество снегопадов, интенсивность движения транспорта, направление установки уличной камеры и количество работающих вентиляторов. Ойе и оператор Сиур Аартун создают ощущение удушающей клаустрофобии. Только полная темнота, задымленный туннель и медленно исчезающий кислород.
Происходящее на экране настолько реалистично, что временами фильм больше напоминает реконструкцию настоящей трагедии в стиле документальных фильмов. Он показывает, как одна, на первый взгляд, безобидная вещь может запустить цепочку событий, которые приводят к ужасающим последствиям.
— Подмога скоро будет!
— Скоро — это поздно!