18+

День мертвых

фильм
Дата выхода (РФ)
2 декабря 2021 года
Дата выхода (мир)
2 декабря 2021 года
Дата выхода (цифровой релиз)
10 января 2022 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Виктор Рыжаков
Студии
Premier
Продолжительность
1 ч 28 мин
2
В ролях
Агриппина Стеклова
мать
1
Рейтинг
7.8 /10Рейтинг кинокритиков
6.9 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
Галерея
5
О Фильме
Роуд-муви про родительский день мертвых
Читать
Цитаты
Все цитаты
Описание
Роуд-муви про родительский день мертвых

«День мертвых» стал кинематографическим дебютом для уже опытного театрального деятеля, бывшего художественного руководителя московского театра «Современник» Виктора Рыжакова. В основу фильма легла пьеса уральского драматурга Алексея Еньшина. 

Название ленты отсылает к одноименному латиноамериканскому празднику, а по сути своей означает православную родительскую субботу. Интересно, что пьеса, по мотивам которой снят фильм, все-таки называется «Родительский день». В оба «дня мертвых» принято вспоминать умерших родственников, убирать их могилы и почитать их память. Только если в Мексике, Гватемале или Сальвадоре это принято делать с ярким размахом — красочные карнавалы, угощения в виде черепушек, украшения, грим, как вы могли это видеть в диснеевском мультипликационном фильме «Тайна Коко» — то в православии все намного скромнее. Российская реалия и мексиканская романтика обоих праздников сходятся во внешнем и внутреннем мире героя, объединяя разные культуры в их отношении к мертвым.

Главный герой картины, безымянный сын в исполнении Александра Паля, увлечен Мексикой и ее культурой. Он бы предпочел мексиканскую версию Дня мертвых, но, живя в российской культуре и традициях, вынужден проводить родительский день со своей матерью в исполнении Агриппины Стекловой. 

Сюжет фильма крутится — или скорее, ездит — вокруг того, как сын и мать за два дня объезжают могилы родственников, раскиданные в разных и отдаленных местах, попутно споря и ругаясь о проблемах семьи, при этом насыщая вечный конфликт отцов и детей новыми для российского кино вопросами поколенческих и коллективных травм и токсичных семейных отношений. 

Так, герой Паля отказывается положительно относиться к дедушке и убирать его могилу, так как он доносил на людей и ломал им жизнь. Аргумент матери один — ее отец был уважаемым и успешным человеком. Если сын предпринял действия — залез в архив, нашел информацию — и сделал осознанные выводы, то его мать бессознательно и безропотно принимает и держится за то, что видела всю жизнь, не задавая вопросов. Наверняка потому, что видела и знала, как ее отец закладывает невинных людей, и молчала из страха, который потом перевоплотился в более безопасное ощущение чего-то правильного и положенного, не предполагающего задавать вопросы и сомневаться. 

Это коллективное бессознательное буквально появляется на экране в виде небольшого лагеря ГУЛАГа в неестественном и недостоверном виде, основанном на бессознательных ощущениях, попытках их визуализировать и представить по-своему — то, что остается следующим поколениям, не заставшим предыдущую эпоху, передвшую им через родителей замолчанные и непроработанные травмы. Театральные приемы хорошо работают для передачи подобных сцен и ощущений — которые невозможно напрямую показать и даже описать. 

Сын также ставит матери в вину неумение сепарироваться от своих детей и воспринимать их как самостоятельных и отдельных личностей, а не функции — как, например, в случае с младшим братом героя Паля, что привело к трагичным последствиям. Как всегда, проблема не в мертвых, проблема в живых, не сумевших в силу психологической незрелости предотвратить ошибки частных случаев, в итоге вылившиеся в очередную коллективную поколенческую травму.

Из-за страха сделать что-нибудь не так мы не успеваем побыть в этой жизни. Надо не бояться совершать ошибки — надо научиться вовремя их исправлять.
режиссер Виктор Рыжаков

Удивительно, что в фильме звучат всем набившие оскомину, многократно слышанные — если не лично, то косвенно — и составляющие бессознательный код российского менталитета фразы, но при этом чувствуется облегчение, что кто-то наконец сказал их вслух, обозначил и подверг критическому осмыслению в формате художественного кино. 

В последние годы в российском кинематографе все чаще появляются картины на темы неадекватных семейных отношений, которые, к сожалению, большинству из нас не понаслышке знакомы — например, «Оторви и выбрось» и «Папа, сдохни» Кирилла Соколова или «Ника» Василисы Кузьминой. Возможно, это поможет, наконец, обществу разобраться с повторяющимися семейными травмами, как это пытаются сделать герои «Дня мертвых» — пусть через крики, скандалы и отказ понимать и принимать друг друга.


Лучшие цитаты:

Дети — это не для радости, а чтобы стакан воды подать.
Все, до свиданья — через год позвоню, может, вовремя выйдешь.
Если я снова поеду по этим могилам, то не справлюсь один. Только с тобой.
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
«ДЕНЬ МЕРТВЫХ» ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА С АЛЕКСАНДРОМ ПАЛЕМ 2021. 16+
Агриппина Стеклова
мать
Никакого кумовства, только честные и непредвзятые мнения. С нашими друзьями-кинокритиками такое и не провернешь: бог дал им хороший вкус и способность чувствовать цвета и оттенки. Тем, кто курирует фестивали, пишет книги и сам снимает, — мы доверяем.
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Алексей Филиппов
Анастасия Гладильщикова
Евгений Ткачев
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих
Читайте также
Образ жизни — 14:51, 11 ноября
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников Читать
Новости — 15:51, 3 декабря
ИИ вырастил первую в мире съедобную брокколи Читать
Новости — 13:46, 3 декабря
Александр Хант работает над детективом в духе Агаты Кристи Читать
Новости — 11:39, 3 декабря
Принцесса из королевства страха и боли: внимаем дебютному альбому Маши Мацель Gráta Читать
Новости — 18:17, 2 декабря
«Ундервуд» и Константин Хабенский выпустил вторую часть сборника на стихи Окуджавы Читать
Хочу ещё