В 1940-м году в концентрационный лагерь Освенцим прибывает поезд с первыми заключенными. Среди них — знаменитый польский боксер Тадеуш Петшиковский по прозвищу Тедди, однако никто из заключенных этого не знает. Позже его талант «выплывает» наружу, когда охранники лагеря заставляют пленников боксировать друг с другом. Так Тедди снова возвращается к боксу и участвует в чемпионате лагеря, сражаясь с немецкими офицерами-боксерами, но уже не ради титулов, а ради своей жизни и сокамерников, которые в боях Тадеуша находят новый смысл для борьбы в, казалось бы, совершенно беспросветном положении.
История Тадеуша Петшиковского неоднократно становилась основой для художественных фильмов. Сюжет «Чемпиона из Освенцима» воссоздан близко к биографии настоящего Петриковского, но все же опущены важные детали пребывания боксера в Освенциме, такие как участие в движении Сопротивления в концлагере, покушение на коменданта и участие в качестве подопытного в медицинском эксперименте. Все-таки режиссер Мацей Барчевски, для которого «Чемпион из Освенцима» стал первой полнометражной работой, предпочел через биографию Петшиковского раскрыть спорт как способ выживания, сплочения и морально-волевого превосходства над смертью — в этом и суть его работы и высказывания.
Уже по трейлеру понятно, о чем, в каком настроении и даже как закончится фильм, поэтому нет смысла бояться спойлеров и ожидать захватывающего, непредсказуемого сюжета с твистами и экшна. Единственный экшн — это боксерские бои на импровизированном ринге концлагеря, которые, по понятным причинам, не будут выглядеть также эффектно, как в трансляциях боев ММА, ведь их задача показать другого рода зрелищность — человеческой силы духа и стремления к победе, которая в таком поединке приравнивается к цене жизни. Кстати, исполнителя главной роли Тадеуша Петшиковского, актера Петра Гловацкого, неплохо натренировали для исполнения роли боксера — неизвестно, насколько правдоподобно и технично с точки зрения профессионального спортсмена, но в кадре его уклонения — фирменный прием Петшиковского, за который он получил от немцев прозвище «Белый туман» — и удары смотрятся очень органично.
Такую же естественную «подмену» создатели картины осуществили и с «дубляжом» фильма на английский язык: «Чемпион из Освенцима» стал первым фильмом, в котором английский дубляж совместили с технологией дип-фейка, благодаря которому изменили движения губ актеров в кадре так, как если бы они сразу говорили на английском. Эта работа была проделана израильским стартапом Adapt Entertainment, который и купил права на дистрибуцию картины на английском языке чтобы использовать ее как доказательство работоспособности их технологии.
Все-таки «Чемпиона из Освенцима» ни в коем случае нельзя поставить рядом с такими выдающимися фильмами про Холокост как «Список Шиндлера», «Пианист» или «Жизнь прекрасна». Хотя с последними двумя у картины Барчевски идеи скорее совпадают, но инструментарий режиссеров и его диапазон совершенно разные как в своем количестве, так и разнообразии.
Поэтому «Чемпион из Освенцима» не настолько пронзительный и ошеломляющий, как вышеупомянутые шедевры, хотя ужасы концентрационных лагерей и, чего уж греха таить, ставшие шаблонными образы злющих и холеных немцев, жестоких и нахальных коллаборационистов и бессмысленных убийств ради мимолетной прихоти всех вышеперечисленных там тоже присутствуют. Но режиссер разумно делает акцент на спортивной воли и воли к жизни главного героя, а не играет чувствами зрителя, давя на них жуткими картинами (а то и звуками). Потому что ничто другое, кроме цели и смысла, не поможет выжить в лагере смерти.