«Фем.doc. Репродуктивное насилие» — это документальный проект, рассуждающий о болезненно пугающем явлении, в рамках которого каждая женщина подвергается мощнейшему давлению со стороны общества.
В чем главное предназначение обладательницы матки? А что такое настоящее женское счастье и обязательно ли рожать, чтобы его испытать? Дети-то когда?
Этими вопросами артистка стендапа Юлия Ахмедова открывает занавес фильма и грустный монолог, вдохновленный социально принятыми нормами и затхлыми, давно не актуальными, догмами. Да, звучит скучно, как и назойливые вопросы в сторону представительниц «слабого» пола об их сценарии на конструирование потомства.
В первой части документалки представлена проблема, которая неразрывно связана с тревогой окружающих насчет репродуктивного плана всех женщин на свете и с новостями о продаже младенцев через интернет и имитацией беременности. Соедините причину и следствие — тогда пазл соберется воедино.
В фильме проблема обсуждается женщинами, столкнувшимися с давлением на их «анатомическое предназначение», а также психологами и врачами.
Повествователем выступила Юлия Ахмедова, стендапер, которая сама многократно сталкивалась с проявлениями репродуктивного насилия, о чем упоминала и в своих выступлениях. За режиссерскую составляющую отвечал Роман Ким, соавтор комедийной пародии на советский блокбастер «СамоИрония судьбы».
Одной из героинь проекта стала Ксения Собчак — в случае журналистки давление исходило от ее матери. Также в числе участниц появились: российская феминистка Залина Маршенкулова, актриса Светлана Камынина («Интерны»), артист Сергей Горобченко («Бумер»), художница Ашура Мусаева.
Остановимся на последней девушке: она родом из Дагестана и к семнадцати годам успела столкнуться с вековыми традициями Кавказа, предполагающими договорные браки с малолетства. Еще подростком мастерица пережила изнасилование, давление и унижения внутри родственного круга.
На протяжении фильма Юлия Ахмедова рассматривает текущую ситуацию с рождаемостью в стране через призму репродуктивного насилия. В частности, история касается случаев негативного акушерского воздействия, когда недобросовестность врачей приводит к необратимым последствиям и даже инвалидности ребенка.
О своих впечатлениях от пребывания в родильном блоке рассказала Ирина Прохорова, главная редакторка «Нового литературного обозрения».
Нередко мы слышим разные вбросы от близких, касаемо продолжения рода и намеки на форсаж событий, потому что можно «не успеть» и засидеться в «старых девах».
Подобные высказывания преподносятся с заботой и беспокойством, хотя на самом деле эти бурные месседжи и есть психологическая атака вперемешку с подавлением истинных желаний адресата.
Интересно, что, помимо феминистских настроений, в картине можно услышать ответы мужской части населения, в большинстве своем подтверждающие страх потери женщиной партнера, если та не сможет/не захочет иметь детей.
В поисках истока на стереотипный тезис, будто каждая жемчужина и наследница «плодородного органа» обязана родить, чтобы выполнить ту самую первостепенную функцию, натуралистка Евгения Тимонова привела доступную аналогию с животным миром. У шимпанзе, да и другого зверья, воспроизведение потомства несет важную фичу в перспективе: самка с малышом имеет более высокий статус среди соплеменников.
Звучит, конечно, грубовато, но суть ясна: современной даме не требуется, как в прошлых столетиях, доказывать свою успешность деторождением, поэтому и не стоит спекулировать на архаичных положениях.