Первое правило Бойцовского клуба: не упоминать о Бойцовском клубе. Второе правило: не упоминать нигде и никогда о Бойцовском клубе. Но фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», поставленный по роману американского контркультурного писателя Чака Паланика, прогремел в 1999 году, и о Бойцовском клубе узнали все. Пусть поначалу он и не получил должного восхищения у критиков (как и большинство фильмов Финчера), обрел положение скандального и провалился в прокате, зато был понят и принят зрителями, а со временем приобрел культовый статус и стал настоящим гимном «потерянного поколения».
Да и сам писатель Чак Паланик стал всемирно известным, и долгое время оставался голосом для молодых. одаренных и несогласных. Цитаты ушли глубоко в народ, посмотревшие фильм вдохновились идеями и стали устраивать свои подпольные бои, а у кого-то открылись глаза на собственную жизнь и положение вещей в обществе. «Бойцовский клуб» стал не только смелым шедевром кинематографа, но и явил собой целую систему человеческой жизни — стоящей на пороге нового века, но не знающей, что с этой жизнью делать дальше.
Сюжет фильма рассказывает историю безымянного молодого человека (в титрах он упоминается просто как Рассказчик, и за весь фильм имени мы его так и не узнаем) — обыкновенного офисного сотрудника, чей смысл жизни заключается в том, чтобы купить как можно больше вещей, дабы чем-то развеять скуку жизни. В один момент, он и вовсе теряет сон, и для того чтобы уснуть, посещает собрания людей с тяжелыми заболеваниями.
В итоге судьба сводит главного героя с неким Тайлером Дёрденом, который живет в заброшенном доме, варит мыло, бросается критическими философскими фразами и явно «плывет против течения». В момент, когда Тайлер Дёрден просит главного героя ударить его, зарождается новое течение — «Бойцовский клуб», где мужчины могут, наконец, выпустить пар и стать теми, для чего и были предназначены на этом свете.
Однако, разрастаясь, это движение превращается в нечто совершенно иное, опасное, и главному герою нужно остановить Тайлера. Но это только малая часть того, что узнает Рассказчик о Тайлере Дердене, Бойцовском клубе и самом себе.
Тексты Чака Паланика крайне сложно поддаются экранизации, ввиду их многослойности, а также часто шокирующего и провокационного содержания. Но режиссеру Дэвиду Финчеру, в прошлом клипмейкеру, удалось воплотить столь хулиганский, сатирический и отчасти даже философско-психологический текст на экране, и до сих пор, «Бойцовский клуб» остается единственной удачной экранизацией романов Чака Паланика.
Применив весь свой арсенал монтажных и операторских приемов, показав бурную химию актерского дуэта Нортон-Питт, использовав музыку коллектива The Dust Brothers, а также максимально точно перенеся текст Паланика, изменив только несколько деталей (включая концовку, которую сам Паланик признал более удачной, нежели чем в его книге), Финчер создал настоящий контркультурный шедевр, которой, даже спустя много лет, не теряет своей актуальности, смотрится и воспринимается так же бойко, как и в 1999 году.
«Бойцовский клуб» сложно причислить к какому-то конкретному жанру. Здесь и боевик со зрелищными экшн-сценами, и хулиганско-смешная комедия, и напряженный триллер, и хлесткая сатира на современное общество, и драма о смысле жизни. Но «Бойцовский клуб» — это, прежде всего, история «потерянного поколения», которое безмерно скучает без крепких эмоций и вынуждено восполнять пустоту внутри обыкновенным потреблением.
Это история зажатых мужчин, которым не позволено показывать и выплескивать свои эмоции. Поколения мужчин, воспитанных женщинами — на чью долю не выпало ни одного катаклизма или войны, чтобы они могли проявить всю свою мужскую силу. Но также фильм о том, что от мира, в котором самоуничтожение считается высшей формой саморазвития, не стоит ждать ничего хорошего. Можно бунтовать против системы и целого мира, но гораздо сложнее бунтовать против самого себя.
«Бойцовский клуб» Дэвида Финчера не только мощное и энергетически заряженное кино с хлесткими и меткими цитатами и неожиданным финальным твистом, но и картина, которая заставляет зрителя серьезно задуматься о насилии, потребительстве и признании собственной истинной личности. Спустя столько лет, зрители продолжают раскрывать идеи фильма, строя новые теории, покадрово разбирая картину и выискивая в ней что-то новое.
Как видно, темы «Бойцовского клуба» далеко не устарели, а потому эту культовую картину будут смотреть всегда. Будут смеяться над хулиганской сатирой на общество, ужасаться, гневно отворачиваться от экрана, обвиняя картину в идеализации экстремизма и насилия; или же просто наслаждаться энергично смонтированным и красиво снятым фильмом с великолепным текстом и классными актерами.