Когда зима наряжает в белоснежные узоры окна, а в воздухе уже витает предчувствие новогоднего чуда, на экраны каждый раз возвращается добрый старый друг, с теплом гостеприимной бани и непредсказуемыми поворотами судьбы. Вечер 31 декабря многих российских семей невозможно представить без легендарного фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эта картина стала не просто кинематографической классикой, но и частью новогоднего ритуала и символом праздника.
Фильм начинается с преамбулы, в которой иронично объясняется сходство типовой застройки в советских городах. Затем сюжет переносит нас в Москву, где группа друзей, традиционно собравшись в баню 31 декабря, после вполне справедливой праздничной попойки, случайно отправляют в Ленинград одного из своих — Евгения Лукашина (Андрей Мягков). Проснувшись в самолете, не ведая, как он туда попал, и все еще находясь под влиянием алкоголя, Женя приземляется в ленинградском аэропорту. Он берет такси и дает таксисту свой московский адрес, который, к удивлению, совпадает с ленинградским адресом — даже ключи подходят к двери квартиры. Далее герой просто засыпает в постели, полагая, что он дома в Москве. Когда хозяйка квартиры, молодая женщина по имени Надя (Барбара Брыльска), возвращается домой, она обнаруживает в своей постели незнакомого мужчину.
До того как стать фильмом, сюжет первоначально воплотился в пьесе «С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь…», написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским, которая с 1969 года с большим успехом шла на театральных подмостках. Основой для сюжета послужил реальный случай, произошедший с одним из их знакомых в канун Нового Года: после посещения бани он направился к приятелям, где проходило празднование юбилея бракосочетания. Герой данной истории сильно напился и один из гостей решил его разыграть — отвез на железнодорожную станцию и, заплатив проводнице, уложил в вагон поезда, направляющегося в Киев, с веником, портфелем и пятнадцатью копейками в кармане.
Приступая к авторской экранизации пьесы, Эльдар Рязанов сначала обратился на «Мосфильм», но неожиданно режиссеру отказали в постановке, назвав сценарий легковесной комедией, да и еще пропагандирующей пьянство.
Зато «Гостелерадио» дало добро на постановку двухсерийного телевизионного фильма. Дело оставалось за подбором актеров. Первоначально, на роль Жени Лукашина упорно метил сам Андрей Миронов — уж очень он хотел сыграть в новом фильме Эльдара Рязанова. Но режиссер совсем не видел в Миронове того героя, а уж посмотрев фотопробы Миронова с попытками придать себе нелепый вид для роли Лукашина, Рязанов и вовсе не смог сдержать смеха. А вот не имевший тогда популярности актер Андрей Мягков прошел пробы и оказался для режиссера наиболее убедительным.
На роль Нади Шевелевой пробовались многие актрисы, в том числе Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Ольга Немоляева, но Рязанову не подходил никто.
Но вспомнив про фильм «Анатомия любви», где сыграла польская актриса Барбара Брыльска, Рязанов решил взять ее на роль, и актриса согласилась. Но существовала огромная проблема: Брыльска говорила с сильным акцентом. В итоге, в кадре сыграла Брыльска, переозвучила ее Валентина Талызина, а песни спели голосом Аллы Пугачёвой.
Роль Ипполита первоначально должен был играть Олег Басилашвили, и он даже успел сыграть в ряде эпизодов, но по трагическим семейным обстоятельствам покинул съемки. Его заменил Юрий Яковлев, но Басилашвили в каком-то смысле остался в фильме — именно его мы видим на фотографии Ипполита, которая лежит на снегу. Рязанов так и не успел переделать тот эпизод, так как его снимали на природе, а снег уже растаял.
При этом, по большей части съемки проходили в павильонах «Мосфильма». Они заняли относительно небольшой промежуток времени, а большая часть процесса пришлась на лето — поэтому снег и зимнюю атмосферу пришлось искусственно воссоздавать.
«Ирония судьбы, или С Легким паром!» был впервые показан 1 января 1976 по телевидению. Аудитория первого показа оценивалась в 100 миллионов зрителей. Эльдар Рязанов был поражен таким успехом фильма, в день премьерного показа его буквально закидали телеграммами, а 7 февраля фильм, по многочисленным просьбам, показали повторно. В сокращенном варианте фильм шел и в кинотеатре и собирал полные залы. На настоящий момент, показ фильма по телевидению 31 декабря и 1 января стал новогодней традицией.
Разворачиваясь в канун Нового года, «Ирония судьбы» затрагивает самые теплые и сердечные моменты праздника. Время, когда прошлогодние невзгоды остаются позади, но взамен открывается целый год возможностей и надежд. Фильм воплощает образ новогоднего чуда, и зритель подсознательно начинает верить в сказочные перипетии судьбы и в новые начинания. Фразы из фильма вошли в обиход и стали крылатыми; музыкальные темы Микаэля Таривердиева практически стали синонимами новогоднего настроения. Больше того, фильм ностальгически напоминает о том, как праздновали Новый год во времена СССР, создавая связь поколений.
Эльдар Рязанов и его команда сняли кино о любви, дружбе, случайности и предназначении — о вещах вечных и понятных каждому, независимо от календаря. «Ирония судьбы» напоминает нам, что новогодняя ночь — это время, когда желания могут сбываться и сбываются, а самое важное — это тепло человеческих отношений. Это история тепла, любви и счастливого случая. История, которая так важна в последний день уходящего года.