Жизнь капитана дальнего плавания Якоба Штэрра (Гийс Нейбр) стройна и размеренна. Огромное судно с оравой энергичных матросов безропотно подчиняется его указаниям. И все бы ничего, но внезапно морского волка начинают мучать боли в желудке. Умудренный жизненным опытом кок советует найти супругу. По его мнению, это избавит от всех проблем. На суше капитан встречается с товарищем в кафе и решительно заявляет: «Женюсь на первой, кто войдет в эту дверь». Тут и появляется очаровательная француженка Лиззи (Леа Сейду). Между героями происходит небольшой диалог «по делу», а уже в следующей сцене они празднуют помолвку.
Не успев насладиться ролью супруга, Якоб отправляется в плавание. Его первое возвращение домой после четырехмесячного отсутствия заканчивается хорошо, чего не скажешь о втором. Поведение жены и ее завораживающее обаяние наталкивает капитана на мысль о неверности. Сомнения усиливает появление дерзкого писателя Дедина (Луи Гаррель) — статного брюнета, с которым Лиззи без зазрения совести заигрывает даже в присутствии мужа. Якоб начинает изнурять себя догадками об изменах супруги и со временем оставляет океан, чтобы контролировать ее жизнь своим присутствием. Но и это не помогает: морской волк, с легкостью укротивший стихию, оказывается бессилен перед неуловимой женской сущностью.
Капитан живет в мире конкретики: кадры его морских путешествий красивы своей простотой и бескомпромиссной упорядоченностью. Того же контроля герой пытается добиться и в отношениях с женой, и во взаимодействии с обществом, и во внутренних ощущениях. Но все попытки «причесать» жизнь заканчиваются еще большей путаницей. Так возникает мотив двойничества, выраженный в образе главной героини. Она кажется непреклонной и любящей, но одновременно и отталкивающей. Нередко ее показывают в отражении зеркал — даже на уровне изображения подчеркивается неоднозначность ее личности. Якоб, напротив, часто появляется в кадре, заключенный в искусственные рамки. Будь то окно или иллюминатор на судне — все это иллюстрирует ограниченность, которую рождает контроль.
Венгерская постановщица Ильдико Эньеди к моменту выхода новой картины уже успела заработать себе славу на кинофестивалях. В 1989 году ее яркая дебютная работа «Мой ХХ век» получила «Золотую камеру» в Каннах, а в 2017 году главный приз на Берлинале вручили ее фильму «О теле и душе». «История мой жены» — шестая полнометражная картина Эньеди. Премьера состоялась в 2021 году на Каннском кинофестивале: драма участвовала в основном конкурсе, но до заветной пальмовой ветви так и не добралась, вместо этого лента получила весьма противоречивые отзывы.
Главные роли в «История моей жены» исполнили Леа Сейду («Это всего лишь конец света», «Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“») и Луи Гаррель («Три мушкетера: Д’Артаньян», «По правилам и без») — две французские звезды мирового масштаба. Компанию им составил голландский актер Гийс Нейбр («Я — Златан», «Король Радбод»), который публике, впрочем, не настолько известен.
Фильм был снят на основе модернистского романа венгерского писателя Милана Фюшта. Эньеди полюбила книгу «История моей жены. Записки капитана Штэрра» еще в юности и решила экранизировать ее, видя в произведении важные для современности темы патриархального строя и роли мужчины в семье и обществе. Следуя за первоисточником и отдавая дань уважения автору, она сделала фильм «тягучим» и чересчур «литературным». В репликах героев отмечается четкое и искусственное следование оригиналу, а обилие затянутых сцен сильно увеличивает и без того внушительный хронометраж. С другой стороны, режиссеру удалось передать главную идею романа. Дилемма мужского и женского, суши и моря, любви и неверности — лишь катализатор для раскрытия философского подтекста о смысле и сущности жизни.