Четверо друзей — Санька, Вовка, Илюха и Женька, связанные «братством крыши», пытаются не только выжить в лихие 90-е, но и сформировать собственные идеалы и принципы и остаться им верными. От решений, которые принимают подростки, зачастую зависят судьбы и даже жизни других людей. Ребята оказываются вовлечены не только в сложные и порой трагические обстоятельства жизни своих родителей, но и в криминальные разборки.
На тему 90-х в последние несколько лет пытались высказаться многие режиссеры. Что касается сериальной индустрии, то самым убедительным получилось «Ненастье» Сергея Урсуляка, которое вышло два года назад. Но там у сценария была литературная основа — одноименный роман Алексея Иванова. Правда, для экранизации произведение было несколько переделано: бегство инкассатора, которое в книге случилось в 2008 году, в сериале пришлось на 1999 год. Тем не менее очень хороший, крепкий каркас у проекта был.
«Мир! Дружба! Жвачка!» — оригинальная история по идее одного из основателей «ГудСториМедиа» Антона Щукина, которую он вынашивал на протяжении десяти лет. Сценарий писали Петр Внуков («Сладкая жизнь», «Звоните ДиКаприо!»), Александр Белов («Физрук») и Алексей Иванов («Физрук»). Основной упор был сделан на восприятие реальности подростками, для которых эта эпоха, какой бы суровой она ни была, останется временем, когда деревья были выше, а трава зеленее, и неиссякаемым источником теплых воспоминаний о дружбе, первой влюбленности и самых сильных эмоциях. На самом деле о 90-х «весело и громко» и сквозь призму взгляда подростков уже пытался несколько лет назад высказаться СТС, у которого был хит про 80-е. Но сериал про лихое десятилетие получился неубедительным и продолжения не получил.
А вот «Мир! Дружба! Жвачка!» на протяжении нескольких сезонов ярко, живо и убедительно показывает нам историю взросления простых мальчишек с приземленными, но вместе с тем понятными зрителю интересами. Санька и его друзья хотят прежде всего заработать денег и почувствовать волнительное дыхание первой любви (которое они, легко обманувшись, готовы спутать с неистовым зовом бунтующей от гормонального взрыва плоти). А вот потом уже, когда первичные потребности хотя бы отчасти удовлетворены, можно подняться вверх по ступенькам пирамиды Маслоу, оглядеться с нее по сторонам на мир вокруг и возжадать справедливости, которой в этом мире очевидно недостает. Не то, чтобы Санька сотоварищи пытались радикально что-то изменить, их стезя скорее эскапизм. Илья сбегает от реальности в мир книг Толкина и грезит о прекрасной Галадриэли из соседнего двора, а в финале все вместе они пытаются сбежать от жестокой реальности к морю, которое становится символом свобод. Что уж там, даже Алик, который все-таки пережил предательство друга и смог встать на ноги, долгое время пытается уйти со стези героя и заглушить не только ноющую боль от ран, но и все чувства, принимая запрещенные препараты. Но от судьбы не уйдешь, на дворе по-прежнему «лихие» девяностые, передел собственности идет полным ходом, так что Алику придется брать гранату в руки и снова идти навстречу кавказцам.
Процесс разложения ячейки афганцев, которым теперь есть что терять, мы наблюдали и в «Ненастье». Низвержение лидера там в итоге убило и его, и саму идею «афганского братства». Здесь же, во втором сезоне сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» разборки взрослых дядь все же служат скорее фоном, на котором происходит взросление центральных персонажей, раздающимся в отдалении эхом выстрелов, способных задеть их разве что рикошетом. В жизни Санька или его товарищей мало что изменится от того, кому будет принадлежать злосчастны завод, им пока что значительно важнее присутствие рядом взрослого друга, способного служить моральным компасом в турбулентную эпоху. Но именно такого ориентира возле них и нет, ведь даже у несокрушимого, казалось бы, Алика пострадало не только тело, но и душа — из героя он переродился в мстителя, своего рода морального инвалида.
Развитие получает и линия Надежды, которая к финальным титрам первого сезона переоделась в пиджак и начала вместе с Виталиком зарабатывать на махинациях с деньгами. Героиня изменила не только своим взглядам и принципам, но и мужу. Надя и Федя так и не смогли преодолеть кризис в своих взаимоотношениях, и с каждой серией пропасть между ними расширяется, что влечет за собой закономерный и печальный итог.
Вообще, формально и Алик, и Витя, и Федор с Надеждой — второстепенные персонажи, но магия сериала в том, что они воспринимаются как главные. А вот четверка друзей, наоборот, местами кажется, что просто оттеняет происходящее и отвечает только за то, чтобы история на стыке комедии и драмы удерживала этот баланс и не скатывалась в трагедию. В последний раз в первом сезоне мы видим Саньку, Вовку, Илюху и Женю танцующими и счастливыми на той самой крыше, где в первой серии и образовалась эта великолепная четверка. Во втором сезоне количество молодых главных героев увеличилось, собственную романтическую линию получили и Вовка и Ильей, но парадоксальным образом в сериале стало меньше любви и больше горечи.
У каждого персонажа, как главного, так и второстепенного, в первом сезоне была очень интересная арка. Несмотря на смену режиссера, во втором сезоне характер полюбившихся зрителям героев удалось сохранить, а их истории — развить и углубить, не вступив при этом в противоречие с тем, что было показано ранее.