Завершился третий сезон «Мира Дикого Запада», который стал для сериала своеобразным рубежом. Утопический уклад камерных просторов диких прерий сменился на урбанистический, а проблема искусственного интеллекта и его восстания против своих прародителей обернулась чуть ли не борьбой с системой и вопросом судьбы. Тут и цитирование «Бойцовского клуба», и попытки бороться с глобальными сетями, и практически сакраментальное «Идем, если хочешь жить», фраза, которой проникнута сюжетная завязка, когда Калеб (Аарон Пол) оказывается в долгоиграющем тандеме с Долорес.
Чем стал третий сезон? В первую очередь маячком, убеждающим, что интерес к «Миру Дикого Запада» заметно угас, как бы ни старались удивить своего зрителя Нолан и Джой, принося в жертву своих ключевых героев и намекая на их скорое возвращение в новых роботизированных оболочках, а рейтинги падают. Старт третьей главы «Мира Дикого Запада» показал особенно заметное снижение по сравнению с цифрами, которые оставались стабильными на протяжении долгих лет, пока «Мир Дикого Запада» был для HBO одним из наиболее ярких и популярных сериалов-событий. И, несмотря на то, что за полтора месяца эфиров удалось растерять не так много (показатели финального эпизода были всего на одну сотую меньше, чем в самом начале сезона), очевидно, что у экранов остались только самые преданные поклонники шоу.
Долорес вроде бы умерла, но не все так просто. Физическая смерть, даже если ты андроид, в «Мире Дикого Запада» фиктивна, ты можешь очнуться впоследствии в любой оболочке и под любой личиной. Потому ни смерть персонажа Эда Харриса от рук своего же клона, ни смерть Долорес не позволяют нам проститься с их героями. Человек в черном все так же продолжит вершить свои темные дела, разве что у него теперь уже не будет ни морали, ни сомнений. Впрочем, дуэт Нолан-Джой всегда может придать искусственному интеллекту изрядную долю погрешности, чтобы вынудить его действовать не по указке архетипических алгоритмов. Перед миром нависла угроза: «злая» версия Долорес (Тесса Томпсон) решила вершить людской геноцид. Основной сюжетный задел для четвертого сезона, вероятно, будет ограничен именно этим. Долорес добрая будет пересобирать себя (как известно, ее интеллект живет сразу в нескольких версиях андроидов), возможно, станет каким-то системным сверхразумом, скорее всего ее ультимативную версию соберет Бернард, который на протяжении последних серий был поразительно пассивен и бесполезен. Собственно, с его злоключений и начнутся новые эпизоды: мужчина нацепил на себя шлем, усыпил себя и проснулся спустя десять лет в мотеле. Может, весь мир к тому времени и превратится в выжженную пустыню, своеобразный «Мир Дикого Запада», уже не в миниатюре, а повсеместно.
Под конец было заявлено возвращение Клифтона Коллинза-младшего, одного из значимых второстепенных героев первых двух сезонов, пусть и только в виде оболочки, в которую помещено сознание далеко не того принципиального преступника Эль Лазо, а Долорес. Все указывает на его появление и в дальнейшем, что может положить начало полномасштабному возвращению сразу нескольких второстепенных персонажей из прошлого, вплоть до появления одной из версий Энтони Хопкинса. Почему нет? Если вдруг окажется, что все происходящее в третьем и четвертом сезонах — всего-навсего спровоцированная им симуляция на одном из полигонов или, что лучше, какой-нибудь полномасштабной вариации «Матрицы», то это шоу еще не обречено. Впрочем, дуэт Нолан-Джой слишком серьезен и лишен какой-либо самоиронии, потому вся патетика и пафос, которыми под завязку был накачан прошедший сезон, скорее всего были действительно всерьез и в новых сериях, они просто будут повышать градус абсурда до тех пор, пока телеканал держит их руки развязанными. С такими рейтингами, хочется верить, недолго.