Театральный режиссер и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин вернулся в большое кино с научно-фантастическим триллером «Петрополис», рассказывающим об ученом, который узнает, что инопланетяне не просто существуют, но и активно вмешиваются в важнейшие процессы, происходящие на нашей планете. Литературной основой новой работы режиссера стала повесть его сына Кирилла «Огонь», вдохновение для которой он черпал в трудах культовых фантастов — Артура Кларка, Филипа Дика, Станислава Лема и других.
Молодой ученый Владимир Огнев получил блестящее образование в Штатах, там же встретил свою будущую жену Анну. У него весьма впечатляющие карьерные перспективы, да и в личной жизни все складывается прекрасно. Вскоре после защиты диссертации герой получает предложение, от которого невозможно отказаться, — его приглашают стать частью крупной международной организации, входящей в состав ООН, и возглавить весьма любопытное исследование. Он должен изучить реакции людей, которые узнают, что инопланетяне действительно существуют (дескать, этому есть неопровержимые доказательства), более того, уже давно находятся в плотном контакте с землянами, в том числе с самыми высокопоставленными. Все больше углубляясь в изучение этого вопроса, Владимир понимает, что гипотетический сценарий, который ему поручили изучить, простирается гораздо дальше научной теории, а фантастический сюжет, предлагаемый фокус-группе «на подумать», уже давно стал реальностью.
Новую работу режиссера Валерия Фокина пришлось ждать 20 лет: его последний фильм «Превращение» с Евгением Мироновым в главной роли (это была экранизация повести Кафки) вышел на экраны в далеком 2002-м. «Петрополис», напомним, также стал экранизацией. Полный метр «вырос» из спектакля Александринки «Сегодня. 2016» (его основой как раз и стало произведение сына режиссера), но не утратил своей «театральности».
События картины разворачиваются в трех странах — Японии, Америке и России, однако все происходящее на экране снималось в огромном павильоне, где были возведены впечатляющих размеров декорации (они заняли более 7 тысяч квадратных метров и стали самыми масштабными в отечественном кинопроизводстве). Созданием целого мира внутри бывшего завода занимался известный театральный художник Алексей Трегубов, а помогал ему в этом Александр Осипов. Повествование строится на воспоминаниях главного героя, поэтому он, перемещаясь по лабиринтам огромного павильона (как по сцене), как бы перелистывает у себя в голове эпизоды своей жизни. К слову, изначально съемки должны были проходить и за рубежом, группа даже выбрала подходящие локации в Японии и Америке, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы. В итоге в киноленте всего два натурных эпизода — на берегу Финского залива и на улицах Санкт-Петербурга.
В образе молодого ученого выступил Антон Шагин, а его супругу сыграла Юлия Снигирь. По словам Фокина, он с самого начала знал, кому достанется главная мужская роль, да и насчет исполнительницы центрального женского персонажа не сомневался. Постановщик уже работал с Шагиным и охарактеризовал темперамент актера как «открытый» и «взрывчатый», который для фильма пришлось несколько «зажать», чтобы добиться поставленных задач. В остальном актерский состав получился интернациональным, поскольку действие ленты происходит в том числе за рубежом. В касте значатся «новые русские» (артисты, которые много снимаются в нашем кино) Один Байрон (Фил Ричардс из «Интернов»), Джунсуке Киносита («Мистер Нокаут»), Дэниел Барнс («Карамора»), Ричард Ли Уилсон («Плакать нельзя»), Марко Динелли («Беспринципные») и другие. А вот зеленых человечков зрители в кадре не увидят — они не предусмотрены по сценарию.