Сатирическая социальная комедия «Год культуры» строится вокруг напыщенного московского чиновника Виктора Сычева (Федор Бондарчук), отправленного отбывать трудовую повинность в провинциальный город Верхнеямск. В то время как «Домашний арест» на аналогичном материале продержался всего 12 серий, «Году культуры» хватило запала на два сезона, в первом из которых было 20 серий, а во втором — еще 16. Все дело в том, что режиссер Тито Калатозишвили вместе с командой сценаристов, в которую вошли КВНщики из команд «Омичи» и «Полиграф Полиграфыч», не стали выстраивать историю исключительно вокруг Сычева, хотя тот и получился весьма обаятельным, несмотря на спорные моральные качества, персонажем.
«Год культуры» — сериал не про чиновников, не про систему образования и даже не про культуру как таковую. Этот проект демонстрирует зрителю срез жизни в российской провинции с типовыми (а потому узнаваемыми) ситуациями и конфликтами, а Сычев выступает лишь в качестве спички, поднесенной к пороховой бочке. Линии напряжения существовали в вымышленном Вехнеямске и до того, как туда приехал щеголь из столицы, но именно появление Виктора Михайловича изменило баланс сил и заставило прийти в движения невидимые механизмы. Да и сам он, чего уж греха таить, подлил масла в огонь, стравив между собой педсостав филологического института, где ему пришлось работать в первом сезоне.
И все же, если бы «Год культуры» строился исключительно на противопоставлении Сычева и окружающих его героев, этот сериал не смог бы так долго удерживать зрителей у экранов. К счастью, перед нами тот случай, когда команда сценаристов, работающая над проектом, не превращает его в набор мало связанных между собой скетчей, а демонстрирует поразительную синергию, создавая многогранное и детально проработанное произведение. Пожалуй, основное достоинство «Года культуры» — это любовно прописанные персонажи второго плана, у каждого из которых есть непротиворечивая мотивация, своя сюжетная арка и те черты характера, за которые зритель может его полюбить. Бывший ректор Лев Филин (Александр Лыков) скучает на пенсии и ищет, чем бы занять свободное время. Слабохарактерный и пьющий интеллигент Анатолий Сапрыкин (Александр Яценко) конфликтует с лощеным помощником Сычева (Риналь Мухаметов) из-за своей бывшей жены (Валерия Шкирандо). Аспирант Гера (Иван Мартынов) пытается выйти из-под материнской опеки, чтобы построить отношения с Кристиной (Анна Зайкова).
Каждая из этих побочных линий хорошо написана, так что складывается впечатление, что коллективу авторов лучше даются мелодраматические истории, нежели комичные (хотя юмора в во втором сезоне по-прежнему много). Даже для самого Сычева, вновь приехавшего в Верхнеямск (на этот раз для участия в организации Первого международного литературного форума) основной мотивацией становится не повышение, которое он должен получить за выполнение спущенной сверху задачи, а желание обратить на себя внимание Софьи Белозеровой (Мария Ахметзянова), чье сердце теперь несвободно. Создатели сериала подобрали для Бондарчука достойного соперника — нового возлюбленного Софьи играет Петр Федоров («Перевал Дятлова», «Аванпост», «Русалки»). Его герой, Никита Орловский, весь из себя осознанный, вежливый, внимательный, он увлекается йогой, защищает природу и выступает за все хорошее против всего плохого. Впрочем, по мере развития сюжета становится понятно, что у него есть двойное и даже тройное дно.
Во втором сезоне «Года культуры» режиссер Тито Калатозишвили умело сплетает сюжетные арки разных героев так, что, преследуя свои цели, они влияют на истории друг друга и подчастую невольно расстраивают чужие планы. Благодаря этому мир сериала выглядит живым и наполненным событиями, за ним интересно следить. И даже те, кто не симпатизирует лощеному пройдохе Сычеву, может найти себе героя, за которого хочется болеть до конца.