С разницей в полгода тема воспоминаний была рассмотрена в «Черном зеркале» и в «Аноне» Эндрю Никкола. В обоих случаях с помощью технологий прошлое можно было «считать». В эпизоде «Черного зеркала» под названием «Крокодил» эта идея представлена в зачаточном формате как средство объективного взгляда человека на произошедшее в пределах оценки страховой компании. В «Аноне» таким образом происходил контроль населения. В этом противопоставлении можно уловить червоточину, которая относится практически к каждой из серий четвертого сезона. Правила игры ранее были заданы концепцией, но сейчас сюжетные придумки стали отходить на второй план и повторяться.
Наиболее показательный пример — финальный эпизод сезона «Черный музей». Экскурсовод с трепетом рассказывает случайной посетительнице этой экспозиции жестокие и абсурдистские байки, в которых фигурируют диковинные экспонаты. Концепция достойна отдельного многосерийного альманаха на манер «Баек из склепа» или «Сумеречной зоны». Фантазии, чтобы гармонично развить эти истории, у авторов не хватает. К примеру, в одной из этих историй, разум одного из партнеров отделяют от тела. Но кризис отношений в таком виде ограничивается женскими истериками на почве интереса возлюбленного к другим женщинам. На фоне этих микросюжетов провальным оказывается твист серии, обращающий приятный сборник рассказов в неумелую серию о мести.
Вообще весь четвертый сезон «Черного зеркала» посвящен борьбе человека с повсеместным влиянием на него технологий. Есть оторванные от реальности утопические эпизоды вроде поставленного Дэвидом Слейдом («30 дней ночи») «Металлиста», в котором героиня пытается избавиться от преследования механических собак, до того благополучно справляющихся с задачей истребить людей. Постановщик по большей части заново изобретает велосипед: саспенс, монохром, выжженная земля, все внешние жанровые элементы тасуются на глазах, но за отсутствием пустых претензий зрелище оставляет после себя след. Джон Хиллкоут («Самый пьяный округ в мире») ответственен за «Крокодила», в котором страховая служба анализирует воспоминания всех свидетелей происшествия, чтобы провести внутреннее расследование. Эта история резонирует с другими картинами режиссера, во взгляде на человека в вечном напряжении перед внешней угрозой, сдавленного как законом, так и обстоятельствами. Кинематограф Хиллкоута в первую очередь актерский, в «Крокодиле» стержнем является перфоманс Андреа Райзборо.
На самом деле USS Callister — это история про человека, обладающего абсолютной властью, которой не должно быть, поэтому люди свергают его
Наиболее удачный эпизод сезона «Повесь диджея» поставлен заслуженным телевизионным ремесленником Тимом ван Паттеном (от «Секса в большом городе» до «Подпольной империи»). И представляет из себя усовершенствованную вариацию задела «Таймера» Жаклин Шеффер: мужчина и женщина ищут партнеров, подобранных для них системой, которая заодно показывает сколько продлится их связь. Встретившись однажды и разойдясь по воле искусственного разума, они ощущают пустоту, каждый раз, когда вынуждены идти на новое свидание. История двух людей, одиноких в потоке все новых и новых встреч с временными партнерами, фиксирует монотонность, которую жизни стали придавать дейтинг-приложения.
«Аркангел» Джоди Фостер также убедителен в своей психологии. Мать фанатично отслеживает и контролирует жизнь растущей дочери через зрительный аспект ее восприятия. Можно заблокировать наркотики и алкоголь, чтобы их глушила внешняя цензура, словом, строгий Parental Control. После такого сложно недооценить масштабы праведного гнева в сознании бунтующей девочки-подростка. Это все же наиболее правдоподобное развитие сюжета в контексте деспотизма технологий. Управляются они нестабильным родителем, со склонностью к фанатизму в ограждении ребенка от инициаций, которые таит взрослая жизнь. Человек остается наибольшей угрозой для самого себя, как бы стальные псы ни гнали остальных по заброшенным локациям. К тому же, Фостер достаточно компетентна, чтобы внятно рассказать скромную по масштабу драматическую историю, посвященную взаимоотношениям детей и родителей. Что она уже некогда делала в «Бобре».
USS Callister — нарочито «звездная» и пестрая (в прямом смысле копирует стилистику «Звездного пути») серия, с которой сезон начинается. В ней человек все такая же злобная угроза, но моральный аспект эпизода оставляет вопросы. Виртуальные болванчики, созданные по образу и подобию коллег главного героя, осознают сами себя. Все они — герои моделируемой игры в экипаже космического корабля, где «забитый» окружающими компьютерный гений является властным демиургом. Экранное время персонажи в реальности делят со своими проекциями в виртуальном пространстве, что не позволяет испытывать эмпатию к последним. Возникает четкое деление на настоящее и нет, на разумное и «человекоподобное». Но Брукера, наоборот, интересует именно происходящее за монитором компьютера, и конфликт по определению остается искусственным. Эта серия больше остальных отвечает повестке: даже модель, состоящая из компьютерного кода, имеет право на личное пространство. Свежо предание, но верится с трудом: вымещать злобу и проявлять самость в виртуальном пространстве плохо, у всех как бы есть чувства. До того, что таким образом внутренняя агрессия не выходит во внешнюю, Брукеру дела нет.
У сериала уже вышли первый, второй, третий и пятый сезоны. Он также был продлен на шестой, но дата выхода нового сезона пока неизвестна. Кроме того, на платформе Netflix вышел спецэпизод «Черное зеркало: Брандашмыг», в котором зритель своим выбором влияет на повороты сюжета.
Первая история в серии «Черный музей» основана на рассказе Пенна Джиллетта «Болезависимый». В «Черном музее» содержатся отсылки ко всем остальным эпизодам четвертого сезона.