Немецкий городок в лапах ужаса
Закончив первый сезон клиффхэнгером с перемещением Йонаса в будущее, «Тьма» намекнула, что во втором нас ожидают новые временные отрезки. Так и вышло – теперь их не три, а пять: к 1954, 1987 и 2020 (с момента финала прошло полгода) годам прибавились 1921-й и 2053-й, усложнившие восприятие сериала не только главным героям, но и зрителям.
В 1921 году стартовал первый 33-летний цикл, а 2053-й показывает постапокалиптическое будущее. Во втором сезоне «Тьма» продолжает усложнять загадки, выворачивать наизнанку собственную вселенную и выстраивать самый запутанный сюжет на ТВ, который заставит понервничать даже короля майндфаков Дэвида Линча. И если одни воспримут это как комплимент сериалу, то у других же напрочь пропадет желание смотреть проект.
Если первый сезон был зарисовкой, введением в курс дела, то второй уже задействует тяжелую артиллерию – не дает времени переварить хотя бы один твист, мгновенно выпаливая второй и третий. Через сюжет приходится буквально продираться, что местами превращает просмотр в пытку: частенько требуется ставить сериал на паузу не только для того, чтобы свериться с генеалогическим древом персонажей, но прошерстить фанатские отзывы к очередной серии или рецензии критиков в надежде найти объяснение тому или иному повороту.
Во втором сезоне стало еще больше sci-fi-элементов, что пошло во вред развитию драматических арок между героями-подростками. «Тьма» окончательно переквалифицировалась в триллер-детектив, перестав строить из себя просто заумный тинейджерский сериал. Шоураннеры Баран бо Одар и Янтье Фризе намеренно отмахиваются от привычки Netflix показывать n-ое количество школьных драм, пихая их в каждый проект собственного производства, все больше превращая свое шоу в сугубо авторское высказывание.
Второй сезон «Тьмы» наполняют элементы мистики и религии, а в игру вступает культ Sic Mundus – тайное общество путешественников во времени, возглавляемое неким Адамом. Если раньше основной целью главных героев был поиск пропавших без вести людей и попытки остановить фанатичного Ноя, то теперь ставки выросли и персонажи вынуждены остановить надвигающийся апокалипсис в 2020 году (до него остаются считанные дни), в то время как члены Sic Mundus, напротив, с его помощью хотят перезапустить 33-летний цикл.
И все же больше всего второй сезон «Тьмы» удивляет не твистами и сюжетом, а нерушимостью собственной логической цепочки и структуры. С каждым эпизодом сериал все сильнее загромождается трудными для восприятия деталями, при этом найти какие-либо сценарные изъянов в нем не получается. «Тьма» грамотно связывает все сюжетные арки, действует строго в рамках собственных условностей и лавирует любые логические дыры.
За два сезона Баран бо Одар создал сериал-мастодонт, который работает исключительно на вовлечение зрителей – завораживает не конкретно сценарием, но его развитием, процессом выстраивания всех таймлайнов, сюжетных арок и тем, как они умудряются не противоречить друг другу, несмотря на десяток вовлеченных чисел, дат и имен. Это делает «Тьму» если не самым гениальным сериалом на Netflix, то как минимум самым умным и уж точно трудно перевариваемым – и в данном случае это можно расценивать как комплимент.