В августе 1993 года писатель и сценарист Джордж Мартин опубликовал книгу «Игра престолов» — первое произведение цикла «Песнь льда и пламени», который тогда замышлялся как трилогия. В конце 1998 года из-под пера Мартина вышел второй роман о судьбах Семи королевств, и вскоре на писателя посыпались предложения о приобретении прав на экранизацию его magnum opus. Одной из причин интереса к «Песни льда и пламени» стала кинотрилогия «Властелин колец», которую Питер Джексон как раз в это время начал снимать — многие продюсеры решили подсуетиться и застолбить за собой the next big thing в жанре фэнтези. Однако сам Джордж Мартин был скептически настроен по отношению к идее перенести «Песнь льда и пламени» на экраны. Ему уже доводилось работать продюсером и сценаристом, он знал изнутри всю «кухню» индустрии и понимал, что для полнометражного кино в его книгах слишком много локаций и действующих лиц, а для сериала в них слишком «взрослый» сюжет.
Ситуация изменилась в 2007 году, когда кабельный канал HBO выразил заинтересованность в создании сериала по «Игре престолов». У HBO хватало бюджетов для убедительного изображения на экране мрачного фэнтезийного средневековья, но что еще важнее — им хватало смелости экранизировать творчество Мартина без купюр. Шоураннеры Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс взялись за написание сценария, а Джордж Мартин по секрету поведал им, чем должна закончиться сага — к тому моменту две последние книги из цикла еще не были дописаны (как не дописаны и до сих пор). В мае 2009 года на HBO начался кастинг, первым был утвержден Питер Динклейдж, которому досталась роль Тириона Ланнистера. Именно Питер посоветовал пригласить на роль Серсеи, сестры Тириона, актрису Лену Хиди — его давнюю подругу. Поздней осенью того же года в Северной Ирландии был отснят пилотный эпизод, после которого выяснилось, что актрис Дженнифер Эль и Тамзин Мерчант, которые должны были сыграть Кейтилин Старк и Дейенерис Таргариен соответственно, заменят — так что значительную часть материала пришлось переснимать.
17 апреля 2011 года первая серия первого сезона «Игры престолов» вышла на экраны, и не будет преувеличением сказать, что с этого момента в истории телесериалов началась новая глава. Перед Бениоффом и Уайссом стояла титаническая задача: они должны были одновременно увлечь зрителя и выдать ему тонну экспозиции, рассказав о географии, истории, религии и политическом устройстве вымышленного мира, и попутно представив два десятка основных действующих лиц. Задача осложнялась тем, что Дэвид и Дэн ранее работали только над фильмами, а не над телевизионными проектами, так что они были вынуждены учиться на ходу. Стоит упомянуть, что изначально продолжительность некоторых серий оказалась короче необходимой, и шоураннерам пришлось в спешке придумывать и доснимать дополнительный сцены, стараясь при этом уложиться в бюджет. А бюджет, следует отметить, был на первых порах весьма скромным для такого масштабного проекта, так что создателям сериала пришлось идти на хитрости — например, снимать главную битву сезона через POV Тириона, который в самом ее начале получает по голове и пропускает основную часть заварушки.
Задача первого сезона состояла в том, чтобы познакомить нас с героями, заинтересовать их судьбами, заставить полюбить. Кроме того, зрителю сразу же, с первой серии нужно было увидеть основные козыри проекта — завораживающую жестокость, открытую и смелую эксплуатацию темы секса, мощный сюжет со множеством интриг и таинственную, но пугающую угрозу всему миру, намекающую, что в дальнейшем события примут эпический размах. Оглядываясь назад, можно констатировать, что задачи были выполнены в полном объеме. Если в начале, когда король Роберт Баратеон (Марк Эдди) приезжает в Винтерфелл, от количества персонажей голова идет кругом, то уже к моменту прибытия Эддарда Старка (Шон Бин) в Королевскую Гавань зритель полностью вовлечен в происходящее, может поименно перечислить всех детей Неда и гадает о том, кто же мог быть матерью Джона Сноу (Кит Харингтон). Несмотря на обилие действующих лиц, каждый получает достаточно спотлайта и демонстрирует качества, способные вызвать симпатию. Сосланный в Ночной Дозор Сноу и насильно выданная замуж за дикаря Дейенерис (Эмилия Кларк) не только страдают от незаслуженных ударов судьбы, но и показывают силу характера и способность справляться с невзгодами, Тирион очаровывает своим остроумием, а отношения Серсеи и Джейме (Николай Костер-Вальдау) одновременно отталкивают и будоражат.
Конечно же, самой впечатляющей частью первого сезона стал финал, показавший всем, что Джордж Мартин шутки шутить не любит, и в его произведениях даже центральные персонажи не обладают сюжетной броней. Казнь Неда Старка и смерть кхала Дрого (Джейсон Момоа) моментально повысили ставки и по сути задали тон всему, что последовало дальше. И безусловно нельзя забывать о закрывающей сцене, где мы впервые видим драконов и понимаем, что в мире Семи королевств гораздо больше странного, загадочного и удивительного, чем мы до этого могли себе представить.