Для миллениалов, выросших в постсоветском пространстве, проблема отцовства стоит крайне остро. Многие были воспитаны в семьях без отца, в других же он присутствовал, но только номинально — не принимал никакого участия в жизни детей и точно не мог служить ролевой моделью. Трудностям взаимоотношений между поколениями посвящен проект «Батя», создатели которого решили в ироничной форме переосмыслить советские методы воспитания.
Изначально «Батя» должен был стать шорткомом — набором коротких скетчей продолжительностью не более пары минут. По задумке продюсеров зрители должны были пересылать понравившиеся им ролики друзьям и знакомым через мессенджеры или делиться ими в соцсетях. Позднее концепция поменялась — все скетчи были нанизаны на единый сюжет про Макса (Стас Старовойтов), который с женой (Надежда Михалкова) и детьми (Диана Енакаева и Севастьян Бугаев) едет в провинцию на юбилей к отцу (Владимир Вдовиченков). «Батя» превратился в полнометражный фильм и собрал в прокате полмиллиарда рублей, после чего не менее успешно выступил в онлайн-кинотеатрах. После этого было принято решение создать расширенную версию той же истории, дополнив ее не вошедшими в фильм скетчами — и «Батя» стал мини-сериалом.
Юмор в «Бате» строится на сопоставлении ситуаций, в которые главный герой попадает во время поездки, с его детскими воспоминаниями. В то время как дети Макса учатся читать по книгам про Гарри Поттера, он сам в детстве постигал грамоту, зачитывая отцу политические сводки из свежих газет. Устный счет Макс осваивал на кладбище, вычитая и складывая даты на надгробиях, а из развлечений ему были доступны только качели во дворе и ружье из палки. Еще можно было играть с папиными моделями самолетов, стоявшими в шкафу за стеклянной дверцей, но трогать их при этом было нельзя. Герой Вдовиченкова старался сделать из сына «настоящего мужчину», а потому прибегал к методам воспитания, за которые его теперь заклеймили бы абьюзером — например, мыл сыну рот мылом за бранные выражения. Иногда Макс даже нарушал вместе с батей закон — в одном из скетчей мальчик помогает отцу воровать кабель с завода.
Повзрослевший Макс не испытывает теплых чувств по отношению к отцу. Всю свою жизнь, воспитывая детей, он стремился не быть как батя, не повторять его ошибок. В процессе поездки у Макса то и дело возникают конфликты с женой, так что герой начинает сомневаться, а может ли он считать себя хорошим отцом? Таким образом встреча с постаревшим батей становится для него своего рода катарсисом, поводом переосмыслить собственный подход к детям и по-новому, с высоты собственного опыта отцовства, оценить действия папы.
Сериал «Батя» подкупает прежде всего своей атмосферой. Его создатели смогли бросить мостик между поколениями и наполнить каждый скетч жизненными, узнаваемыми ситуациями и знакомыми всем приметами времени. Пожалуй, местами они перегибают палку — вряд ли сцена, где герой Вдовиченкова заставляет маленького мальчика целовать лежащую в гробу бабушку, вызовет у кого-то хотя бы тень улыбки, — но таких эпизодов сравнительно немного, и в целом проект оставляет приятное послевкусие. Посмотреть «Батю» — это как полистать старый альбом с фотографиями, где родители еще молоды, а спортивные штаны с двумя полосками остаются последним писком моды. Этот сериал смешной, потому что он правдивый. И, что не менее важно, поднимая важные и серьезные темы, он не скатывается в унылое морализаторство, а остается комедией.
Пожалуй, главный недостаток «Бати» — это разительный контраст между сценами из современности и воспоминаниями Макса. Для стендапера Станислава Старовойтова роль в «Бате» стала актерским дебютом, так что играет он по большей части самого себя — обаятельного и ироничного мужчину средних лет, которому проще шутить про проблемы, чем решать их. История повзрослевшего Макса — это довольно-таки банальный роуд-муви, а возникающие на его пути препятствия служат просто подводками к очередному флэшбеку. А вот сцены из прошлого рисуют перед нами настоящую драму о том, как герой Вдовиченкова лезет из кожи вон, чтобы обеспечить семью всем необходимым в непростое для страны время, не выдерживает нагрузки, начинает искать утешение на дне бутылки и превращается в одинокого, разочаровавшегося в жизни брюзгу.
«Батя» напоминает о том, какой была жизнь в девяностые, и дает понять, какие уроки прошлого могут пригодиться нам сейчас, а какие лучше навсегда отправить на свалку истории.