Сделка с совестью
Общежитие безымянного университета в Свердловске, 1984 год — зачин уже такой, что сразу настраиваешься на мрачную историю с трагичным финалом. Но начинается все жизнерадостно и беспечно: компания приятелей из двух соседних комнат выпивает, веселится под музыку и задается вопросом, а что же ждет там, за пределами общажной жизни, после получения диплома уже через год. А там ничего.
У меня была задача рассказать про то, что самые сильные часто оказываются самыми слабыми, а самые слабые выживают.
Игорь — местный Дон Жуан в исполнении Ильи Маланина («Зеленый мэр», «Просто представь, что мы знаем», «На районе»), его сосед по комнате — вечно молодой, вечно пьющий и пьяный Ваня, который в кондиции пишет стихи прямо на обоях и которого исполняет Никита Ефремов («Лето», «Тихий Дон», «Лондонград. Знай наших»), Нелли — советская версия femme fatale — образ, выделяющийся на фоне других у Ирины Старшенбаум («Лето», «Джетлаг», «Медиатор»), Света — ее подруга (Марина Васильева, знакомая по ролям в «Топи», «Как меня зовут» и «Нелюбви»), которая Ваню готова прощать за все на свете — он ведь такие стихи пишет. Центральным персонажем оказывается пятый, самый юный из компании, почти блаженный тихоня-первокурсник по прозвищу Забела от фамилии Забелин (Геннадий Вырыпаев, сын драматурга Ивана Вырыпаева), которого радушно приняли в свой круг старшегодки.
Для меня общага — это модель мира. Люди — это ангелы, которые упали с лестницы, и я считаю, что это кино как раз про таких людей. Да, они мрази, но, мне кажется, их все равно есть за что любить, и никто не знает, какой выбор другой человек сделал бы на их месте.
Смущаясь от целующихся приятелей под конец одной из общажных попоек, Забела выходит бродить по коридорам и в одном из пролетов становится свидетелем того, как мужчина ломится в комнату к молодой девушке. Это Ринат (Александр Кудренко) — муж комендантши Ботовой (Юлия Ауг), который со студенткой давно спит, об этом знают все, в том числе и супруга. Но дружно молчат — даже когда эта самая девушка сбрасывается на утро с крыши. Комендантша, чтобы уберечь мужа от тюрьмы, попытается подговорить Забелу сдать приятелей следователям, а самому благополучно остаться жить в общежитии. Но первак отказывается, и на студсовете Ботова публично обвиняет две комнаты в склонении погибшей к самоубийству — якобы много пили, музыку громко слушали и крышу открытой оставили. Под давлением деспотичной комендантши все студенты единогласно поднимают руки за выселение двух комнат.
Съемки проходили в Санкт-Петербурге в реальной общаге Университета морского и речного флота. Было интересно смотреть, насколько похожи наши герои на тех, кто там живет. Я думаю, съемки в реальном общежитии дали ощущение правды.
В романе Алексея Иванова «Общага-на-крови», по которому снят фильм, пространство и время никак не обозначены — это крайне условный и инфернальный мир, который как бы и не существует. Но у Васьянова год и место заявлены — это Свердловск и 1984 год, который известен антиутопической и безысходной атмосферой уже как минимум по двум произведениям: одноименный роман Джорджа Оруэлла и фильм «Груз 200» Алексея Балабанова, действия которого происходят в этот же год. Васьянов, следуя задумке автора первоисточника, изображает общагу как отдельное от реальности замкнутое пространство, которое является своеобразной микромоделью глобального мира. Поэтому герои, только оказавшись на улице с чемоданами после несправедливого выселения, сразу же возвращаются в здание, попросившись пожить у знакомых, за пределами этого мира никакого другого и не существует. А по-настоящему покинуть общагу будто можно, только прыгнув с крыши.
Мой фильм про прошлое, но он очень рифмуется с тем, что происходит сейчас — тема свободы и несвободы актуальности не теряет. Драматургически 1984 год, в котором разворачивается действие, помог обострить ощущение застоя. Но если внимательно послушать, какие стихи читает мой герой Иван, они отзываются и в настоящем. Причем это не попытка сказать, что сейчас так же плохо, как тогда, но сходство интонаций на разных уровнях риторики тогда и сейчас вполне очевидно.
Чтобы остаться в общаге, герои готовы поступиться своими принципами. Самоуверенная Нелли еле выносит чужого ребенка, за которым присматривает ради крыши над головой, Ваня уже не выносит собственное пьянство, а Света пытается вынести расставание с ним. Жизнь всех протагонистов зависит от Забелы, которого обстоятельства приглашают на сделку с совестью и дачу ложных показаний на встрече со следователями.
Мне кажется, темы, затронутые в фильме, актуальны всегда. Наш режиссер Роман Васьянов хорошо знает те годы, застал их. Это его родное время. Тут дело даже не в тренде, а во влюбленности в материал, в роман, по которому сняли картину.
«Общага» стала режиссерским дебютом Романа Васьянова — русского оператора, сейчас работающего преимущественного с голливудскими проектами. Васьянов снимал «Отряд самоубийц» и «Ярость» Дэвида Эйра, «Тройную границу» с Оскаром Айзеком, а ранее работал с Тодоровским над «Стилягами».
Фильм экранизирует роман Алексея Иванова «Общага-на-Крови», который вошел в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» в 2006 году
«Общага» взяла приз за лучший дебют на «Кинотавре» и Гран-при на Международном кинофестивале «Литература и кино»
Режиссером кинокартины стал оператор Романа Васьянова, который снимал «Отряд самоубийц» и «Ярость»