Как вампирская вселенная Тайки Вайтити переехала в Америку
Тайка Вайтити, до того, как он снял третьего «Тора» и получил «Оскар» за «Кролика Джоджо», долго оставался достаточно локальным инди-режиссером с новозеландскими корнями и меланхолично-комедийными фильмами о детстве и одиночестве. Обратить внимание на себя помог его мокьюментари What we do in the shadows (нещадно адаптированный на русский язык как «Реальные упыри»). Проект вырос из снятой за гроши студенческой короткометражки, оказался хитом и влюбил в себя всех.
«Чем мы заняты в тени» (второй вариант названия сериала на русском) работал на грани сочетания несочетаемого: псевдодокументальный формат отлично подходил комедийным процедуралам вроде «Офиса», но по понятным причинам никогда не касался фантастической (фэнтезийной) плоскости. Здесь-то Вайтити и сыграл первым. Он «приземлил» своих героев и рассказал о них как о компании простых парней, которые спорят из-за грязной посуды, ходят в клубы и любят вкусно поесть.
Неожиданный успех дал детищу Вайтити задел на собственную телевселенную: сначала на TVNZ 2 вышел сериал «Паранормальный Веллингтон» — о буднях парочки полицейских, мелькавших в фильме, а затем и сериал со знакомым уже названием «Реальные упыри». Местом действия на этот раз, что логично для рынка, стала Америка, а сюжет снова вертится вокруг кучки вампиров, снимающих вместе дом в Нью-Йорке.
Я думаю, мокьюментари-формат и правда делает наш сериал более правдоподобным: а мы ведь сочетаем тонкий юмор с абсурдом. То же самое мы ждем и от актеров: мы ждем от них реалистичной игры, чтобы их эмоции оставались такими же правдивыми, как в драме или на сцене театра.
Однако Вайтити и Джемейн Клемент (второй сценарист фильма) не отдали свое детище в свободное пользование коллегам по ту сторону океана — здесь они и сценаристы, и продюсеры, и режиссеры. Для них это стало возможностью продолжить задуманное, ведь на этапе съемок оригинала они обсуждали возможность целой серии из пяти документалок об оборотнях и пришельцах, но потом отложили эту идею в долгий ящик — до встречи с продюсером будущего шоу.
Сериал с первых же эпизодов заявляет собой как о расширении уже знакомой зрителю вселенной. А значит, это не просто повторение уже известного сюжета на новом месте. То есть остаются неизменными лишь вводные — главные герои-вампиры, которые коротают свои будни: им, так же, как и всем, хочется хорошо есть, обеспечивать себя, да и просто дурачиться — в конце концов, они живут так долго, что им давно уже все наскучило. А еще, как выясняется, они очень любят фильмы о вампирах: конкуренцию «Сумеркам» теперь составляет «Интервью с вампиром».
«Чем мы заняты в тени» имеет больший хронометраж, чем его старший брат, но именно поэтому располагает и большими возможностями: нет нужды растягивать глобальный сюжет на полтора часа. Поэтому каждая серия представляет собой самостоятельную часть одной большой истории, и у авторов нет необходимости в поспешном наверстывании: каждая бытовая проблема, поднятая в оригинале, здесь неторопливо раскрывается вместе с главными героями.
Надо повториться и еще раз сказать, что все персонажи здесь — оригинальные и не повторяют своих предшественников. Почти весь каст — новые лица, которые до этого не светились в больших проектах (чего также не делал в свое время и сам Вайтити с друзьями). Приятный туз в рукаве — Даг Джонс, хорошо знакомый фанатам хорроров, и Гильермо дель Торо — можно легко просчитать, что за персонажа он играет и в этот раз. Что уж говорить про пачку вампирских камео: от самого Вайтити до Тильды Суинтон с Уэсли Снайпсом и другими культовыми киновампирами.
При этом сериал пробует и кое-что новое: так, мужскую компанию разбавляет полноценная вампирша — а женщина в доме (и ее поклонники), что ожидаемо, несет новые проблемы для всех других жителей дома. Еще один ход ва-банк — это тема психологического вампиризма. Один из героев буквально может довести человека до смерти скучным разговором. И хотя это обыгрывается в комедийном ключе (а как еще быть, когда герои — буквальные вампиры), тем не менее любопытно наблюдать, как эту тему раскрывают в псевдодоке о тяготах сожительства. Иными словами, сценаристы не стесняются через юмор и подчеркнуто инаковых персонажей высмеивать обыкновенного человека и его каждодневные слабости, что действительно освежает сериал.
Успех телеадаптации «Реальных упырей» не был предсказуемым — но это приятный сюрприз. То ли дело в вовлеченности Вайтити и компании, то ли в том, что сценаристы поняли, что именно работало в первоисточнике, в любом случае шоу уже продлено на второй сезон. А если все получится, там, глядишь, можно подобные проекты и в других странах запускать, благо вампиры — это самая что ни на есть бессмертная тема и в современной культуре (привет, Моффат!).
Сериал получил многочисленные хвалебные отзывы и был продлен на несколько сезонов. Во втором сезоне вампиры продолжат свои американские приключения, наконец понимают, что им не все равно на Колина Робинсона, встречают любовника Нади, а также помогают новоиспеченной вампирше Дженне. В третьем сезоне Надя и Нандор возглавили вампирский совет и разбираются в бюрократических замашках вампирского общества, пытаясь не поубивать друг друга.
Несмотря на то, что действие первого сезона происходит в Нью-Йорке, съемки полностью проходили в Торонто