Манипуляции продолжаются
Не успел закончиться первый сезон про гениального лжеца Андрея Павлова, как Start уже объявил о выходе второго, который появится на сервисе и дружественных платформах уже в июле этого года.
Сериал «Медиатор» рассказывает про жизнь профессионального переговорщика. Его работа — убеждать людей и подчинять их своей воле. Это может быть во благо (когда нужно отговорить самоубийцу от необратимого поступка или пойти на компромисс с террористами, чтобы освободить заложников), но при той силе убеждения, которой обладает Андрей, его талант не может не ранить тех, кто оказывается к нему слишком близко.
В широком смысле «Медиатор» — это история о силе убеждения, о том, какой мощью может обладать слово, если уметь им пользоваться, ведь, пока люди говорят, оружие не стреляет.
Помимо официального заработка, он получает кругленькие суммы от тех, кто в своих бизнесовых делишках не может полюбовно договориться с конкурентами. А вот медиатор может. Он вообще по щелчку пальцев может подчинить любого своей воле. Добавьте к этому природную харизму (заслуга Андрея Бурковского, исполнителя главной роли) и поймете, что все дамы у его ног. Как это часто бывает с обаятельными манипуляторами. Поэтому каждая из трех женщин, которые сейчас присутствуют в жизни Павлова, находит в нем что-то ей подходящее: кто-то силу и волю, кто-то партнерство и равенство, кто-то узнает в нем себя. Ну и, конечно, здесь не обойдется без девушки-спасительницы, которая «не такая как все», видит душу героя, помогает ему найти свое Я и поверить в себя. Классика жертвенности чек.
Согласно задумке режиссера Артема Аксененко, герой Павлова подсвечивает недостатки современного общества. Кроме того, Аксененко считает медиатора «абсолютно положительным героем» и даже в какой-то степени героем нашего времени. По его мнению, именно так, жесткими и негуманными методами, нужно «встряхнуть» общество, чтобы оно наконец стало двигаться не в сторону разложения и гниения, а начало улучшаться.
История разворачивается в разных жанрах: от германовской документалистики до психологического абсурда и триллера в духе Линча и Нолана. При помощи ярких деталей-символов мы ведем зрителя не к разгадке сюжета, но к точке обрыва — началу поворота в истории, разрушающего догадки. Эта синематографическая эклектика, продиктованная непредсказуемым сюжетом, а также противоречивыми образами, является яркой приметой нашего времени, когда избыток приводит к обесцениванию ценностей и законов — таких как семья, личная жизнь, пространство.
У автора этого текста, мягко говоря, другой взгляд на жизнь (никому собственное мнение навязывать не буду). Во-первых, на общество не ропщет только ленивый, со времен Аристотеля в нем видели только коллективные пороки. Во-вторых, добро злом не сделаешь. Можно, конечно, сколько угодно говорить, что, какое время, такой и герой, но даже при этом называть положительным персонажем манипулятора, психологического абьюзера и любителя самоутвердиться за счет унижения других — это, простите, ни в какие ворота не лезет.
Во втором сезоне Андрей оказывается в психиатрической клинике. Хочется, конечно, сказать, что там ему и место, но, что самое страшное, он пребывает в здравом уме и трезвой памяти, прекрасно отдавая себе отчет в своих действиях. Ну и, как известно, «Алеша — главный герой и погибнуть не может», так что «герою нашего времени» и персонажу «положительному во всех отношениях» точно суждено выбраться из заточения и продолжить вершить суд в его собственном понимании о справедливости.
Подытожим: метод холодного душа и шоковой терапии, увы, не проходит ценз современной этики. Но российскому кинематографу это еще невдомек, поэтому пока что он ориентируется на западные психологические триллеры конца прошлого века. Что ж, когда-нибудь и мы дорастем до здоровой психотерапии и выберемся из парадигмы «Психа» и «Медиатора». Но лет через десять.