Четыре года назад по вине нерадивого мэра Тихомирова с лица земли исчез возглавляемый чиновником городок Малая Пышма. Теперь чиновник в опале, впрочем, щадящей: он неспешно разводится с богатой женой, попивает виски, глубокомысленно поглаживает корешок томика Достоевского (естественно, с «Идиотом»), а обеспокоен разве что разгулом инфляции — страшно подорожали устрицы. Похабная благодать царит и в кабинетах Министерства перспективного планирования. Престарелый начальник сочиняет завиральные мемуары под названием «Воспоминания. Мысли. Рыбы», сотрудники готовят бессмысленные законопроекты о пчелах — в общем и целом никто не ловит мышей. Безвременная кончина министра приходится кстати. Наверху решено устроить ведомству кадровую встряску — желательно с фатальным исходом. Для этого придумали доверить руководящую должность какому-нибудь инициативному идиоту. Выбор падает на Тихомирова. Новоиспечённый министр берётся за дело всерьез — с туповатым, но обаятельным энтузиазмом.
Историю одного назначения поставил экс-кинокритик Роман Волобуев. Он же в соавторстве с Еленой Ваниной написал сценарий. О манере и самозабвенном политическом оптимизме этого тандема можно понять из их раннего проекта — несостоявшегося сериала «Завтра», пилот которого канал «Дождь» отснял в 2015-м. Сюжет строился на фантастическом допущении: что же будет с родиной и нами, если президентом станет человек от оппозиции. Шок и трепет победителей были изображены убедительно, как и первое следствие электоральной аномалии — всей Москве вырубили свет. У шоураннеров не было ответа лишь на единственный, зато смыслообразующий вопрос: «Как им удалось выиграть на выборах?» В беседах с прессой Волобуев отшучивался: мол, не спрашиваем же мы, как именно в голливудских фильмах к нам инопланетяне вторгаются. Вторгаются — и все.
Наша история значительно более лирическая и романтическая, чем реальность, потому что в реальности люди не всегда хотят как лучше, а у нас люди базово хорошие, просто их "инструментарий" не про это. Для меня это очень любимые герои. Нежные, прекрасные, милые твари, я их всех очень люблю и эта история про них
Легкий привкус репортажа из другого мира есть и в «Последнем министре», события которого датированы 2020-м годом. И дело не только в том, что авторы не предсказали экономического кризиса, пандемии и истории с конституцией. Просто действие разворачивается в диковинном герметичном мирке. Это сонное царство номенклатуры, растерявшей последние связи с реальностью: для беседы с народом респондентов здесь давно принято набирать из массовки «Мосфильма». Аппаратчики редко высовывают нос за пределы кабинетов и роскошных квартир, но можно не сомневаться: над всей столицей безоблачное небо. А если что и произойдет, то исключительно по недосмотру начальства и не всегда к худу.
Интонация сериала — главное, что отличает флагманский проект «Кинопоиска HD» от многочисленных конкурентов. «Министр» лишь по аннотации движется в русле постсоветской политической телекомедии. С какой-нибудь «Мылодрамой» или «Слугой народа» работу Волобуева напрямую роднит разве что мат, причем во всех случаях нецензурная лексика становится важной точкой в карьере главного героя. Надо полагать, в будущем на эту тему товарищи потомки защитят не одну диссертацию.
Наш сериал — это как Newsroom, только ни у кого нет ни совести, ни идеалов, кроме двух персонажей — маленькой чистой и прекрасной Сони и Тихомирова, главного героя, который все время пытается сделать что-то хорошее. Удивительный министр у нас получится, которого все время, @?!#а, жалко
«Последний министр», безусловно, сатира, но она не уходит ни в отрыв, ни в агитку, ни в балаган. По характеру юмористического дарования Волобуев, скорее, лирик, чем физик. Эксцентрическую программу режиссер откатывает. Будут вам и тумаки, и гроханье об пол, и оргии, и экзотика — один канадский газон с живыми сверчками в кабинете московского чиновника чего стоит. Но истинный камертон сериала — беседа вполголоса, многозначительный намек, желчная характеристика, данная впроброс. Что ж, Волобуев еще в бытность кинокритиком предпочитал патентованно большим явлениям красоту, казалось бы, бесполезных мелочей. Из них же он складывает свою сатиру на «Левиафана» — и оттого она, при всей ершистости посыла, получается нежной, сдержанной, страшно сказать, интеллигентной.
Закономерно в главной роли занят Ян Цапник — вечный герой второго плана, внезапно выведенный на первый и нисколько на нем не растерявшийся. В схожей логике собран остальной каст. Актеры известные, но не пересвеченные на экране: Ольга Сутулова, Софья Лебедева, Алексей Золотовицкий, Сергей Епишев. Вслед за последним появится его подельник Константин Богомолов (вместе они давали самые едкие театральные капустники Москвы) и еще вереница знакомых лиц — от постоянной звезды волобуевских проектов Анны Чиповской до человека-талисмана Константина Мурзенко.
Драйв и выделка «Последнего министра» отчетливо западные, в референсах проекта — «Служба новостей» и «Западное крыло» Аарона Соркина, отчасти «Вице-президент» Армандо Ианнуччи (а заставка и вовсе передразнивает «Молодого папу» Паоло Соррентино). Тем не менее экранное Министерство перспективного планирования походит не только на свои премиальные прототипы, но и на наше посконное НИИ ЧАВО. Вообще, в атмосфере застоя режиссер ощущает себя явно комфортнее, чем ему бы, возможно, хотелось. Именно в эпоху стабильности появляется досуг, чтобы распознавать полутона и считывать цитаты. Глядя на плохого, искать, где он хороший, и в процессе проникаться к тостуемому полной эмпатией, а еще — упиваться офисной атмосферой, посмеиваться над локальными мемами, выяснять у старожилов диспозиции шашней и интересов (в роли духа места — вечно беременная секретарша), тупить на мозговых штурмах и ждать момента, когда светлые идеи, как им положено, слетят со страниц сканвордов и уст девушки, подносящей кофе.
Сериал уже продлили на второй сезон.