Обладатель почетного «Оскара» за вклад в кинематограф, неисправимый загадочник и большой чудак, Дэвид Линч много лет бесит знатоков кино и любителей линейных историй. Кто-то говорит, что он — великий шарлатан и сам не понимает, о чем снимает, так что культовый статус ему присвоен незаслуженно. Однако те самые миллионы фанатов и критиков, которые его и присвоили, могут сказать, что Линч — это в принципе не про понимание. Это про чувства. Неслучайно большими поклонниками режиссера были Стэнли Кубрик и Мэл Брукс, которые кой-чего понимали в кино.
Сам Дэвид Линч утверждает, что в интернете о нем понаписано немало чуши, и это неудивительно — яркие образы из его творчества так и хочется додумать. Но некоторые вещи известны наверняка. Например, путь режиссера в художники. Новый приятель Дэвида Тоби Килер был сыном художника Бушнелла Килера, который и вдохновил мальчика на выбор профессии. Дэвид был очарован самой мыслью о том, что можно вот так взять и стать художником. Воображение у него было богатое еще тогда: он привык подмечать странные, пугающие, необычные образы из реальности и складывать их в памяти как будущие семена и саженцы для садов своего воображения.
Благодаря поддержке Бушнелла Дэвид смог поступить в Пенсильванскую академию искусств и стать художником. Со временем просто живописи стало недостаточно. Линч увлекся идеей оживить свои картины и через несколько месяцев снял анимационную короткометражку «Шестеро блюют». Далее последовало еще несколько коротких метров, в том числе «Алфавит» и «Абсурдная встреча со страхом», где Дэвид снял свою молодую жену Пегги Ленц.
Творческая карьера у Линча на тот момент складывалась не так чтобы очень радужно. Приходилось много работать, чтобы содержать семью, жизнь в Филадельфии была странная и нервная. Однако же он не сдавался, получил грант Американского киноинститута и задумал свой первый полнометражный фильм. «Голову-ластик» снимали пять лет. За это время вокруг Дэвида буквально собралась команда мечты: все работали на износ, помогали деньгами и верили в его звезду. И все окупилось. Авангардный опус очаровал знатоков кино, среди которых были такие гиганты, как Джордж Лукас.
Известный режиссер Мэл Брукс предложил Линчу сотрудничество, и в 1980 году вышла драма «Человек-слон», номинированная на «Оскар» в восьми категориях.
С экранизацией «Дюны» история вышла странная. Изначально ее планировал снять Алехандро Ходоровски, но в какой-то момент градус его безумия заставил продюсеров искать кого-то менее странненького, и по какой-то причине это оказался Дэвид Линч.
Все, что могло пойти не так, пошло не так. У Дэвида не было права финального монтажа, фильм не удался и провалился в прокате. Хотя в будущем его ждало своего рода возрождение: сейчас у линчевской «Дюны» статус раритета, да и многие визуальные приемы отлично прижились во вселенной, разошлись по обложкам переизданий и фанатскому мерчу.
Триллер «Синий бархат» уже показывает нам того расцветающего Линча, каким его будут знать и любить линчелюбы и линчеведы. «Дикие сердцем» на этом фоне изрядно хулиганят, но настоящая огромная слава проливается на режиссера алмазным дождем после выхода сериала «Твин Пикс». Твинпиксомания в те годы граничила с истерией, а после нераскрытой концовки фанаты едва Линча не линчевали. В ответ на это он снял провальный «Твин Пикс: Сквозь огонь», за что его надолго разлюбили продюсеры массового кино.
Не особенно скованный обещаниями и рамками после своего мрачного и «фирменного» триллера «Шоссе в никуда» Дэвид вдруг снял «Простую историю», которая была настолько проста, что в ней замучились искать подвох. Но не было никакого подвоха в кино про старика, путешествующего на газонокосилке.
Следующий за ней «Малхолланд Драйв» вышел прямо-таки гламурным и при этом самым что ни на есть стопроцентно «линчевским», со всеми любимыми примочками: тревожными пространствами, жутковатыми типажами, сомнамбулическими диалогами. Режиссер даже сжалился и одарил зрителей подсказками для разгадки смысла кино, хотя обычно так никогда их не баловал.
Последней полнометражкой мэтра стала «Внутренняя империя». И с тех пор, поддаваясь холерическим настроениям, Линч то уходил из кино насовсем, то возвращался, но понемногу все равно снимал то одно, то другое. Он приложил руку ко многим рекламным кампаниям и музыкальным видео, например, для Моби и Nine Inch Nails. Музыку Дэвид любит и даже сам пишет. Благодаря своему постоянному композитору Анджело Бадаламенти он открыл в себе талант композитора и певца. Вместе они даже поставили музыкальный спектакль «Индустриальная симфония номер 1: мечта разбитых сердец» с Николасом Кейджем и Лорой Дерн.
В 2017 году фанаты «Твин Пикса» дождались — было снято продолжение «спустя 25 лет». Актеры оригинального каста не все остались в живых из-за возраста, но все же публика получила шанс опять оказаться в маленьком жутком городке из своих снов.
Было дело, что Линч критиковал современное кино, особенно во время своих уходов, но в последнее время стал активно хвалить телевидение и даже настроился на сотрудничество с «Нетфликсом». Там в 2017 году вышла короткометражка «Что сделал Джек?», а с 2020-го упорно ходит информация о целом будущем сериале под названием «Глициния».
Режиссер и сам не раз появлялся на экране. Так, например, Линч играл агента ФБР Гордона Коула во всех итерациях «Твин Пикс», владельца пропавшей черепахи в «Счастливчике» 2017 года, а еще озвучил одного из героев «Шоу Кливленда». Сейчас мастер готовится принять участие в семейной драме Стивена Спилберга «Фабельманы».