Пока забронзовевшая российская эстрада мало чем может удивить, на помощь приходят страны СНГ, где артисты поют на русском, сохраняя при этом свою культурную и этническую идентичность. Помимо Украины (Иван Дорн, «Время и Стекло», LOBODA) и Беларуси (IOWA, Макс Корж, ЛСП), современные меломаны также прославляют Казахстан как кладезь молодых талантливых музыкантов. Они интегрируются в русскоязычное хип-хоп-пространство и добавляют свой национальный колорит, необычное звучание и яркий речитатив. Оттуда прибыли Jah Khalib, 104 и Limba. Вершиной стоит Скриптонит, который привил слушателям любовь к экзотичному казахскому звучанию. Но есть еще один артист, который занял особенное место в этом ряду, — масло черного тмина.
Айдын Нуралин — уроженец небезызвестной Караганды в центральном Казахстане. В «угольном» городе занятий было мало, поэтому юноша очень много времени проводил в интернете и в онлайн-играх. В какой-то момент Айдын понял, что компьютерный мир начал отнимать у него слишком много времени, поэтому он решил отстраниться от виртуального пространства. Заметно это и сейчас — у исполнителя нет активных аккаунтов в соцсетях, за исключением сообщества во ВКонтакте и канала на ютьюбе, куда он выкладывает свои треки. Айдын практически не дает интервью и в принципе не ведет публичный образ жизни. Этот факт неизбежно прибавляет загадочности нашему герою, что заставляет слушателей выстраивать его образ исключительно с помощью музыки.
Сам Айдын мало рассказывает о своем детстве. Так, он признавался, что любил Эминема и «Восьмую милю», из русского — «Кино», «Любэ» и Аллу Пугачеву. Каких-то подробностей исполнитель избегает — даже о начале своего творчества. Известно, что ранее артист выпускал «околофутбольный» и политический рэп под псевдонимом Dokka Rise. Однако вспоминать о пробах пера Айдыну не нравится: по собственным словам, его старыми песнями «можно пытать». Найти музыку тех лет довольно сложно, артист до 2018 года использовал ники zulkar.9 и itch.yes, хотя творчество под этими псевдонимами уже больше напоминало современный стиль рэпера. Современное имя — масло черного тмина, придуманное Айдыном случайно, наиболее точно описывает его музыку: она вязкая, обволакивающая с большим количеством шумов и еле разборчивыми текстами. Артист признается, что музыка лечит его подобно целебным свойства масла.
Долгое время оставаясь андерграундным исполнителем, в 2018 году масло черного тмина обрел популярность в широких кругах. Произошло это благодаря посту Хаски, который восторженно высказался о творчестве Айдына, отметив синглы intro и «аппарат президента 2». Весной того же года масло выпустил EP «Плохой джаз», где через призму культового американского жанра делился своими образами и мыслями, а летом еще одну, Agiss, где сочетал несочетаемое — хип-хоп, джаз и кантри. Сложное экспериментальное звучание и высокий уровень поэзии привлекли новых слушателей, которые отмечали новаторство артиста.
Непосредственность — то слово, которое точно описывает творчество масла черного тмина. Музыкант на каждой пластинке играет с жанрами и формами, чем восхищает одних и раздражает других. В дебютном альбоме kenshhi Айдын все меньше использует джазовые мотивы, играя с блюзовыми партиями, даунбитом и трип-хопом. В пластинке содержится большое количество отсылок к исламу и Корану, а также традициям и культуре Казахстана. Тягучая атмосфера альбома навеяна триллерами Альфреда Хичкока, где упор делался на нуарный антураж и элементы саспенса.
Такие резкие переходы от жанра к жанру приветствуют далеко не все слушатели, но самого Айдына это не останавливает. После первой пластинки он продолжил совершенствовать звук и придумывать новые образы для своей музыки. В EP под лаконичным названием «У» масло вернулся к хип-хопу, добавив меланхоличный флоу. Неизбежны были сравнения со Скриптонитом по стилевой оболочке. Сам Адиль, правда, нелестно отозвался о творчестве земляка, отметив, что еще один артист, подобный ему, не нужен. В ответ масло черного тмина выпустил трек triggerman, где высмеял коллегу и обличил его в агитации.
Говорить о второсортности масла сейчас довольно странно. Интуитивно Скриптонит и масло черного тмина в чем-то и похожи, но на деле каждый из них сам по себе оригинален и сложен. Айдын в каждом треке создает свой мир, обращаясь к национальным традициям, литературным метафорам и кинематографическим образам. Последние клипы Айсултана Сеитова на музыку Нуралина «неведомый мир», «так за кого же болеть на этой земле и кого любить?» и ayaz — кидают референсы старому нуарному кино Билли Уайлдера, мистицизму Дэвида Линча и художественности Пола Томаса Андерсона. Музыка масла черного тмина представляет собой абсолютно мультижанровое явление, где каждая пластинка или даже трек не похожи на его предыдущие работы. Айдын Нуралин — тот артист, о котором можно составить впечатление, только послушав его, поскольку любой другой информации о нем крайне мало. Он — гибрид культур и жанров, в котором перемешались огромное количество техник и образов, что делает его одним из самых необычных артистов на русскоязычном пространстве.