Когда нужно вспомнить режиссера, которому в сложной денежной машине кинопроизводства позволена большая творческая свобода, прежде всего вспоминаются Кристофер Нолан и Дени Вильнев. Их нередко сравнивают — за особое художественное видение, оригинальность и греющее душу качество фильмов. Вильнева даже так и называют — «канадский Нолан». Кажется, что его путь на зависть легок — ни одного громкого провала, только движение вперед от малоизвестного дебютанта до голливудского мастера с неисчерпаемым кредитом доверия. Но сколько было на этом пути сомнений и поисков, знает только один Дени Вильнев.
В детстве Дени был застенчивым и чувствительным мальчишкой, как и всякий канадец, занимался хоккеем, но для тренера спортивные таланты будущего кинематографиста были сплошным расстройством, так что на лед его старались выпускать пореже.
Сам Дени отмечает, что на его художественное восприятие сильно повлияли такие художники, как Мезьер (автор «Валериана») и Мебиус.
В далекие времена, когда интернета не было, Вильнев, живущий в канадской провинции, мог следить за миром кино с помощью американских журналов Fantastic Films и Starlog. Там он впервые увидел навсегда поразившие его кадры из «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта.
Тем не менее юноша поначалу хотел заниматься биологией и оставить след в науке. Сначала он даже поступил на научный факультет в Колледж общего и профессионального образования, но все-таки спохватился и перешел в Университет Квебека в Монреале, где и окончил кинематографическое отделение. Любовь к созданию вымышленных миров соединилась со страстью к науке, что в будущем определит многое в атмосфере лучших вильневских фильмов — науке там будет отведено особое место.
В 1991 году Дени заявил о себе, одержав победу в конкурсе документалок, который проводила Канадская радиовещательная корпорация. После долгих путешествий по миру его короткометражная лента «Земля людей» (Terre des hommes), повествующая о жизни тибетского поселения, заняла первое место и помогла перспективному новичку поступить на работу в Канадское национальное управление кинематографии.
В документалистике Вильневу было особо негде развернуться — с его-то потенциалом и накопленными за жизнь историями.
И снова подвернулся шанс проявить себя. Дени вписался в проект Роджера Фраппье — киноальманах «Космос», сняв одну из частей под названием «Технеций». После удачного проката и нескольких номинаций на уважаемые канадские премии Фраппье поверил в юное дарование и выступил продюсером его первого фильма «31 августа на Земле». Фильм, как пингвин — сразу получился так хорошо, что Канада даже выдвинула его на «Оскар», и несмотря на пролет мимо шорт-листа, для дебютанта это было уже немало.
Дальше он уже шел уверенно, собирая похвалы и от критиков, и от зрителей. И «Водоворот», и «Политех» были вполне успешны, а картина «Пожары» таки получила свою номинацию на «Оскар» как лучший иностранный фильм.
В 2013 годы вышли две напряженные драмы «Враг» и «Пленницы», где блеснули такие голливудские звезды, как Джейк Джилленхолл, Пол Дано и Хью Джекман, затем последовал триллер «Убийца» с Эмили Блант, Джошем Бролином и Бенисио Дель Торо в главных ролях.
Яркий творческий почерк, интересные художественные приемы, особые отношения с цветами и звуками, наконец. невероятный драматизм в работах талантливого канадца все больше привлекали внимание больших шишек Голливуда. Поступало все больше предложений, которые не цепляли — Вильнев все искал тот сюжет, к которому шел практически всю жизнь. Фильм соединяющий в себе тонкую человечность, столь ему свойственную, и так любимую им научную фантастику.
Таким мощным художественным заявлением стал фильм «Прибытие». Пронзительная и затейливо закрученная история, рассказанная режиссером, покорила всех, а сам Вильнев наконец почувствовал, что его лапищи достаточно мощны, чтобы взяться за съемки ремейка «Бегущего по лезвию».
При работе над проектом ему была дана большая творческая свобода, несмотря на то, что картина по идее претендовала на коммерческий успех. Последнего не случилось — не всякий среднестатистический зритель даже с очень большим ведром попкорна был морально готов высидеть два с половиной часа такого вдумчивого и образного фильма, потому прокат «Бегущего» никого не озолотил. Но репутация Вильнева не пострадала, даже наоборот — критики были по-прежнему благосклонны, а продюсеры настолько уверены в нем, что вскоре Дени стал тем, кому доверили спасение фантастической саги «Дюна». Шедевру Фрэнка Герберта настолько не везло с экранизациями, что фанаты умудрялись находить какое-то удовольствие даже в постановке Дэвида Линча.
Дени Вильнев взялся за дело всерьез — собрал сумасшедший каст и закончил съемки, несмотря на свалившуюся на киномир убийственную пандемию коронавируса. И теперь любители «Дюны» и поклонники творчества режиссера имеют отличную мотивацию беречь здоровье до премьеры второй части в 2023 году.
Личная жизнь Дени Вильнева лишена всякой медийности — он женат на журналистке Тане Лапойнт и участвует в жизни троих детей от первого брака.