Сокровищница современной массовой культуры и мемологии была бы очень унылым местом без Николаса Кейджа. Легендарный актер вовсе не готов быть списанным со счетов, хотя многие издания пытаются сделать это чуть ли не с начала двухтысячных. И хоть сейчас лицо Николаса Кейджа пользуется большим спросом, будучи напечатанным на подушках с AliExpress, в девяностых оно вырастило целое поколение киноманов.
Сложно сказать, что более интересно — жизнь Николаса Кейджа или его фильмография, одно не отстает от другого. Николас Ким Коппола родился в США, в семье Августа Флойда Копполы — родного брата того самого режиссера «Крестного отца».
Юный Николас, как и многие дети, поначалу имел разнообразные мечты и планы на будущее: хотел стать то боксером, то морским биологом, то фокусником. Однако в подростковом возрасте он посмотрел фильм «К востоку от рая» с Джеймсом Дином и под большим впечатлением решил, что актерская игра — его судьба.
Профессионального образования Николас не получал — только лишь хорошо учился в школе и участвовал там в постановке «Золотой мальчик».
Юноша пытался закинуть удочку в знаменитого дядюшку Фрэнсиса, заведя однажды беседу об актерстве, но тот как смог свернул разговор.
Но все же привычка Копполы снимать в кино родственников сработала и в случае с Николасом. Поначалу юноша, конечно, решил, что сам пробьет себе дорогу, и снялся в комедиях «Лучшие времена» и «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай». Примерно тогда Николас Коппола стал Николасом Кейджем, чтобы узнаваемая фамилия не вызывала ненужных ассоциаций. Но сотрудничество дяди и племянника все равно случилось в трех картинах: «Бойцовая рыбка», «Клуб "Коттон"» и «Пегги Сью вышла замуж».
Молодой Николас считал последние опусы дяди скучноватыми и желал больше раскрыться в независимом кино. Случай представился, да и не один: в 1984 году вышла драма «Птаха», в 1987-м братья Коэны сняли Кейджа в своем фарсе «Воспитывая Аризону», а спустя год на свет появился истинно великий «Поцелуй вампира» (то самое историческое лицо Николаса Кейджа, растиражированное в мемах, явилось именно оттуда).
Вскоре случилась судьбоносная встреча: один талантливый чудик встретил другого, и из этого получился фильм «Дикие сердцем» Дэвида Линча. Режиссер в итоге перечудил самого Николаса — например, заставил его в одной из сцен петь оперные арии, а потом все это вырезал из финального монтажа. Фильм стал успешным, а Николас Кейдж понемногу становился звездой.
В течение пяти лет он снимался практически непрерывно, чередуя жанры и образы, и в 1995 году доигрался до «Оскара» за роль в драме «Покидая Лас-Вегас». Казалось, что вершина уже достигнута и теперь Николас — серьезный актер с регалиями, но тут ему удалось еще стать и звездой крутых боевиков. За два года вышли три культовых экшна, чьи названия в первую очередь приходят в голову при упоминании имени Николаса Кейджа: «Скала», «Без лица» и «Воздушная тюрьма».
Теперь ему уж точно было все по плечу: мелодрамы, комедии, приключения. «Угнать за 60 секунд», «Оружейный барон», «Адаптация» — в тот период выходили картины, где Николас отлично себя показывал и получал гигантские гонорары, хотя многие и считают, что что-то пошло не так с начала двухтысячных. Однозначным оглушительным провалом можно считать хоррор 2006 года «Плетеный человек», ужасный не столько своим сюжетом, сколько скверным исполнением и очень плохой игрой главного героя. Через год Ник Кейдж и вовсе сел на мотоцикл в образе комиксного «Призрачного гонщика», и эта картина, несмотря на все свое безумие, некоторыми поклонниками уже считается культовым произведением.
Тут и начался весьма странный период в творчестве Кейджа, когда он уже принимал предложения, которых не стоило принимать, например, какой-нибудь «Опасный Бангкок». В целом его лихорадочные съемки во всем подряд можно было объяснить финансовым неблагополучием: не надо было специально стараться, чтобы знать, какой эксцентричный образ жизни ведет Николас, сначала скупающий недвижимость и предметы роскоши тоннами, а потом их распродающий, чтобы расплатиться с долгами по налогам. И тут у него все шло наперекосяк: дома стремительно дешевели, бывшие жены пили кровь литрами, а дорогущий череп динозавра, купленный на аукционе, пришлось вернуть правительству Монголии без компенсации цены.
Впрочем, в 2010 году Кейдж еще показывает класс в роли Папани в супергеройской черной комедии «Пипец». Такие проблески периодически случались с ним и позже: «Джо» в 2013-м, «Мэнди» в 2018 году и инди-фильм «Свинья» в 2021-м. Всякий раз, как остроязыкая пресса предрекала Николасу Кейджу конец карьеры, утонувшей в низкобюджетном трэше, он брался за что-нибудь стоящее вроде «Свиньи», где напоминал о том, почему когда-то прославился как настоящий актер без рамок.
В 2022 году фанатам Ника Кейджа досталось сразу два подарка: ироничный боевик «Невыносимая тяжесть огромного таланта», где Николас бесстрашно отыгрывает самого себя с небольшим добавлением вымысла (фильм уже успел получить 100-процентный рейтинг на Rotten Tomatoes), и мрачная фэнтезийная комедия ужасов «Ренфилд», где Кейдж наконец-то станет настоящим вампиром. Сейчас Николас Кейдж также вовлечен в работу над третьей частью кинофраншизы «Сокровища нации». А вот сериал про Джо Экзотика с ним можно не ждать.
Личная жизнь Николаса Кейджа — такая же веселая карусель, как и его творческая биография. Всего он был женат пять раз, всякий раз не без приключений. В свое время Ник состоял в браке со знаменитостями Патрисией Аркетт, Лизой Марией Пресли и Кристиной Фултон (с последней в неофициальном, зато с рождением сына Уэстона). Еще одного сына Кейджу родила официантка Элис Ким. Стремительный брак с некоей Эрикой Койке был скорее следствием возлияний, нежели чувств.
Сейчас Николас женат на молодой японке Рико Шибату, и колоритная парочка выглядит весьма счастливой.