Фильм «Я» режиссёра Игоря Волошина – полуавтобиографическая киноповесть, передающая атмосферу 90-х в определённом срезе.
Фильм «Я» режиссёра Игоря Волошина – полуавтобиографическая киноповесть, передающая атмосферу 90-х в определённом срезе. Действие картины начинается в 1993 году в Севастополе, родном городе Волошина. Безымянный герой – имеющий только кличку «Малой» (Артур Смольянинов**) снимает кино про самого себя – что подчеркиваёт автобиографический характер фильма.
Вдохновил Волошина на создание фильма «Я» его друг режиссёр Алексей Балабанов, посоветовавший Игорю экранизировать свои воспоминания. Актёр Полуян, задействованный в фильме Балабанова «Груз 200», снимается также и в «Я».
Фильм снят по повести, написанной самим режиссёром, и поэтому получил такое название, которое отсылает также к «Амаркорд» («Я помню») Феллини. Мальчик из «приличной» семьи попадает в «плохую» компанию. Его друзья – наркоманы, асоциальные элементы, маргиналы. Он растёт с ними, слушает музыку, которую они слушают, употребляет наркотики. Видимо, их ценности чем-то для него очень привлекательны. У их компании есть кумир, которому они поклоняются, – Румын (Алексей Горбунов). Он внешне похож на Иисуса, и это сходство подчёркивается: например, есть момент, когда Румын разбрасывает шприцы и наркотики из зонтика под песню Сандры Крету «Мария Магдалена», популярную в начале 90-х. Песня указывает на аналогию между Румыном и ложным Спасителем. Ещё одна параллель с Иисусом – Румын был распят на кладбищенском кресте, но не умер.
Когда герой достигает призывного возраста, он решает уклониться от армии, симулировав психическое заболевание. Разумеется, необходимость получения справки – для него всего лишь повод, чтобы прийти в психиатрическую больницу. Как сын образованных родителей, он прочёл «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи (к которой есть прямая отсылка в фильме) и перенёс идеи на реального персонажа – своего идола Румына. Чтобы доказать своё стремление к свободе, он решил последовать за кумирами в лечебницу для душевнобольных.
Волошин: «Но “Я” – это тоже такой инфернальный кошмар молодого человека, который, имея свободу, не знает, что с ней делать».И его тайные мечты становятся реальностью – вместо того чтобы просто выдать ему нужную справку, его без лишних вопросов начинают принудительно лечить. Сначала он пытается действовать как МакМёрфи, но скоро понимает, что в его идеалистических представлениях о пути к свободе не учтено множество жестоких реалий. Он ждёт второго пришествия Румына. Фильм действительно очень реалистичен. С одной стороны, он похож на музыкальный клип, использует большое количество художественных приёмов и включает сконструированные сцены, которые не понятно, куда отнести – к наркотическим галлюцинациям, сновидениям или реальности. И в то же время многие наркоманы, посмотревшие его, подтверждают, что отношения, свойственные их субкультуре очень точно переданы в фильме. Картину даже называют «Русский Трэинспоттинг».
Игорь Волошин: «Фильм “Я” сугубо реалистичен. Я хочу, чтобы он вызвал сострадание к людям, чья молодость пришлась на 90-е годы и которые погибли не на Второй мировой, а на настоящей метафизической третьей».Фильм «Я» некоторыми критиками причисляется к «новой волне» русского кино. Действительно ли это так, может оценить зритель, но картина завоевала несколько наград, показывалась на престижных кинофестивалях, например, стала финальным аккордом Московского фестиваля артхаусного кино «Осенняя эйфория». Он также был показан на фестивале «Кинотавр», где уже получила премию как лучший кинодебют другая картина Волошина о наркотиках «Нирвана». В фильме «Я» практически такой же актёрский состав, как и в «Нирване», но призов на кинофестивалях «Я» не удостоился.
Небольшую роль пациента психбольницы в этом фильме играет Олег Гаркуша, фронтмен группы «Аукцыон».Несмотря на то, что роль фактуры для фильма играют такие темы, как наркомания и карательная психиатрия, фильм только на первый взгляд является «чернушным». Так, например, американский переводчик вначале даже отказался брать фильм в работу: «Я человек духовно тонкий. И не хочу, чтобы в мою жизнь вмешивалось такое брутальное произведение». Но после того как он получил возможность сам посмотреть картину, он согласился взяться за перевод. Волошин также считает фильм «нормальным и светлым».
Волошин: «Также в фильме речь идёт о вере человека, правде, трагических потерях близких. Для меня важна некоторая мораль, обозначение полярностей, выявление акцентов зрительского восприятия».