#ЯОсознанный. Как грамотно покупать еду, чтобы потом ее не выбрасывать

Отправляясь в банальный поход в магазин за едой, вот ты — да-да, именно ты! — можешь прямо сегодня начать борьбу с пищевыми отходами. Абсолютно каждый способен включиться в ответственное и осознанное потребление хоть сейчас — для начала ознакомившись с простыми и понятными истинами, а потом применив их на практике в ближайшем супермаркете, ну, например, в «Перекрестке». Кстати, там с 10 декабря стартует акция #ЯОсознанный совместно с компанией Danone Россия. Покупайте продукты осознанно, получайте дополнительные баллы на карту лояльности и выигрывайте ценные призы. Подробнее на сайте https://ecominds.ru/promo

Мы в SRSLY, как и ты наверняка, очень волнуемся за будущее нашей планеты, особенно после того, как изучили тревожную статистику. Как оказалось, треть всей еды в мире просто выбрасывается или теряется, в то время как при производстве продуктов питания накапливается 77 млн тонн отходов, при этом 815 млн людей в мире систематически недоедают. Вместе с командой представителей социально ответственного бизнеса, которые объединились в «Лигу Ноль Отходов» (их главные постулаты — бережное отношение к окружающей среде, ответственное потребление и борьба с пищевыми отходами), мы составили свод несложных правил поведения в супермаркете, которые непременно должны стать вашими условными рефлексами, чтобы оно наконец превратилось из хаотичного в осознанное. Если кому-то они покажутся прописными истинами — поздравляем: вы уже можете назвать себя осознанным потребителем! Главное — каждый раз, оказываясь в супермаркете, прочекайте, действительно ли вы соблюдаете все эти правила, потому что «знать» и «делать» зачастую у многих расходятся. 

Во-первых, да, придется стать немного занудой — планировать меню и перед каждым походом в магазин составлять список того, что вам действительно нужно, чтобы все покупки были осознанными (на эмоциях можно приобрести абсолютно ненужные продукты). Кстати, это неплохой способ не только заботиться о планете, но и банально экономить. А от нас вам в помощь специальный калькулятор — он ниже.

Калькулятор #ЯОСОЗНАННЫЙ
Выберите продукты, которые вы выбросили. Просто выберите соответствующий товар и нажмите " + " или " – " чтобы задать количество.
Продукты питания, которые перечислены ниже, в России выбрасывают чаще всего.
Фрукты
Выбрать...
Авокадо
Банан
Гроздь винограда
Лимон
Манго
Апельсин
Дыня
Корзиночка клубники
1
Овощи
Выбрать...
Средний перец
Средний початок кукурузы
Средний огурец
Средний баклажан
Кочан салата латука
Картошка (1 шт.)
Помидор (1 шт.)
Морковь (1 шт.)
1
Мясо
Выбрать...
Упаковка бекона
Колбаса из говядины
Средний стейк
Средняя куриная грудка
Средняя баранья отбивная
Кура-гриль
Среднее свиное ребрышко
Свиная колбаса
Колбаса салями
1
Другое
Выбрать...
Маленькая упаковка сливок
Упаковка молока
Маффин (кекс)
Пирог с заварным кремом
Булочка
Йогурт
1
Рассчитать
Сбросить
Ваш результат
Это равноценно затратам
Пройти тест повторно
Приведенные выше результаты позволяют оценить общее влияние выброшенных продуктов на показатели денежных затрат, потребления воды, электроэнергии и загрязнения атмосферы вредными выбросами. Эти значения были рассчитаны с использованием подхода оценки жизненного цикла «от фермы до потребителя», охватывающего воздействие от производства, транспортировки, переработки и приготовления пищи.

Во-вторых, нужно перестать жадничать и не покупать слишком много еды впрок — даже если маркетологи взбудоражили вас привлекательной ценой или выгодной акцией. Будьте стойкими, вернее — осознанными. Как правило, сниженная цена — это сигнал, что у еды заканчивается срок годности и ее нужно реализовать как можно быстрее. Если не купите вы сегодня, то товар отправят на свалку завтра. С другой стороны, если вы приобретете по акции примерно все продукты, то их придется скопом употребить «эз сун эз поссибл». Но вы же не Гаргантюа и не Пантагрюэль, чтобы заглотить разом всю продуктовую корзину. Поэтому если и берете все-таки что-то по акции, то обязательно обращайте внимание на срок годности и рассчитывайте свои силы.

В-третьих, становитесь Шерлоком для своего холодильника — включайте на полную мощность свою дедукцию, дабы ни в коем случае не дать еде испортиться. Проводите ревизию каждый раз перед походом за покупками. Это поможет понять, у каких продуктов истекает срок годности и их нужно съесть как можно быстрее, и что нужно докупить, чтобы приготовить что-нибудь вкусненькое с их участием. Обязательно рассчитывайте, какое количество порций собираетесь приготовить, чтобы не оставались лишние скоропортящиеся ингредиенты.

В-четвертых, отключайте внутреннего эстета и покупайте так называемые «некрасивые продукты» (uglyproduce), чтобы 20% фруктов, овощей, зелени, etc не оказались на помойке только из-за своей «неинстаграмности». Хотя с последним утверждением теперь можно поспорить. Что и сделала американка Сара Филлипс — фотограф, фуд-стилист и автор нескольких кулинарных книг и проектов. Она завела инстаграм-аккаунт @uglyproduceisbeautiful, в котором делится красивыми снимками «уродливых» овощей и фруктов. И тут понимаешь, насколько все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Морковки причудливой формы, чересчур спелые бананы, помидоры-акселераты и прочие нестандартные овощи и фрукты выглядят весьма поэтично, а в разрезе так и вовсе ничем не отличаются от своих более красивых сородичей. Кстати, инстаграм-аккаунт Сары Филлипс — не блажь и не забавы ради создан, а для того, чтобы привлечь внимание к кампании Ugly Produce is Beautiful, которая была запущена в США в январе этого года. О других важных инициативах по «спасению» еды в мире и в России мы расскажем ниже.


В-пятых, грубо говоря, не ешьте клубнику зимой. Выбирайте по максимуму локальные и сезонные продукты, потому что при перевозке тратится огромное количество топлива (а за выбросы СО2 планета нам точно спасибо не скажет) и теряется до 23% импорта. Обычно это связано с плохой инфраструктурой и технологическими сбоями — начиная с разбитых дорог и аварий и заканчивая сломанными холодильниками и неудобным расположением складов. Еда может банально испортиться или потерять свой товарный вид, а если повредилась упаковка, то такой продукт просто не допустят на полку в магазин и даже утилизируют, читай: выбросят. Нормы СанПиНа не позволяют реализовывать, например, порванные упаковки макарон или гречки.

В-шестых, включайтесь в челлендж по использованию абсолютно любого продукта целиком. Подсказка: тут поможет умение заготавливать полуфабрикаты самостоятельно. Остатки овощей и корнеплодов пригодятся для овощного бульона, обрезки и кости от мяса или курицы — для мясного, фруктов — для компота. Отправьте все это в морозилку, и пусть оно ждет своего звездного часа. Также можно поступить и с остатками теста, но обязательно подписать, какое оно, и поставить дату приготовления. Не торопитесь выбрасывать черствеющий хлеб — его можно пустить на гренки, сухарики для салатов или супов-пюре, а также использовать для панировки или при выпечке. Кажется, это мелочи, но попробуйте ради эксперимента вести дневник отходов хотя бы неделю — посчитайте, сколько килограммов таких вот скучных остатков набирается и, соответственно, отправляется на выброс. Цифры получатся впечатляющими.  

В-седьмых, отдавайте предпочтение продуктам с натуральным составом и внимательно изучайте этикетки — подробный гид приводим далее. Наконец, обращайте внимание на упаковку — она должна быть изготовлена из перерабатываемых материалов. Идея полностью отказаться от пластика, к сожалению, утопична. Без упаковки продукты будут портиться моментально, и еду придется выбрасывать — в общем, замкнутый круг. Поэтому единственный выход — выбирать экологичные виды пластика, которые впоследствии можно отдать на переработку. Компания Danone Россия и сеть супермаркетов полезных привычек «Перекресток» решили замотивировать нас с вами обращать внимание на то, был ли продукт произведен и упакован с заботой о планете, и запустили акцию #ЯОсознанный. Она стартует 10 декабря и продлится шесть недель. В этот период за покупку продуктов Danone в перерабатываемой упаковке на сумму от 150 рублей (эти продукты выделены на полках «Перекрестка») можно выиграть 10 000 баллов на карту лояльности или главный приз — IPhone 12. Для этого нужно регистрировать чеки на сайте ecominds.ru/promo


О чем может рассказать этикетка, если ее все-таки прочитать

Когда приходишь в большой магазин с огромным множеством продуктов на полках, таких ярких и манящих, сметаешь все не глядя. Особенно если голодный. Однако стоит ли так слепо поддаваться красоте упаковки и игнорировать то, что на ней написано? SRSLY вместе с супермаркетом полезных привычек «Перекресток» и Danone Россия решили разобраться, что полезного можно вынести из надписей на этикетке, к чему стоит отнестись с ответственностью, а что сделано лишь для привлечения внимания потребителя.

Срок годности

Срок годности — один из обязательных пунктов упаковки. Указан он может быть разными способами. «Годен до», «Использовать/употребить до...» или «Срок хранения». В первых двух случаях срок годности обозначают датой. Если он не превышает трех месяцев, то в формате «день, месяц, год», если превышает — в формате «месяц и год». Срок годности бывает совсем маленький (например, у некоторых пирожных или молочных продуктов), в таких случаях пишут: «Годен в течение … часов». Срок хранения же считается с даты изготовления и указывается на упаковке следующим образом: «Срок хранения до ... (дата)», «Срок хранения ... (суток, месяцев или лет)».

Состав продукта

Ингредиенты, входящие в состав продукта, расположены в определенном и вовсе не случайном порядке: чем ближе элемент к началу перечня, тем больше его в составе.

Опасные E и безопасные

Е — международное обозначение пищевых добавок. До 1953 года все названия писали полностью, но они занимали так много места, что было принято решение сократить до одной буквы и цифровых кодов. Для обозначения выбрали букву E (Europe).

Классификация пищевых добавок выглядит так:

1)     Е100 — Е182 — красители;

2)     Е200 — Е299 — консерванты;

3)     Е399 — антиокислители;

4)     Е400 — Е499 — стабилизаторы;

5)     Е500 — Е599 — эмульгаторы;

6)     Е600 — Е699 — усилители вкуса и запаха;

7)     Е700 и дальше — другие добавки (например, антибиотики).

«И что с этой информацией делать?» — спросите вы. Давайте расшифровывать каждый.


Красители. Тут все очевидно: благодаря им продукт приобретает нужный производителю цвет. Например, краситель E160a (принадлежит к группе каротиноидов) придает продукту оранжевый цвет; Е132 (индигокармин) — синий; Е141 (хлорофилла медные комплексы) — зеленый.

Консерванты. Это добавки, продлевающие срок годности продукта.

Антиокислители. Замедляют процесс окисления и, по сути, действуют так же, как и консерванты: способствуют увеличению срока годности продукта. Они также позволяют продукту дольше сохранять свои органолептические свойства, вкус и цвет.

Стабилизаторы. Помогают обеспечить стабильность продукта на сроке годности, в частности, препятствуя выпадению осадка.

Эмульгаторы. Как известно, жир плохо растворяется в воде (точнее, совсем не растворяется), поэтому для продуктов, в составе которых есть масла, применяются эмульгаторы. Они взаимодействуют с масляными мицеллами и не дают образовываться жировой пленке на поверхности. Один из самых распространенных эмульгаторов — лецитин. Его можно найти в составе большого числа продуктов — например, в майонезе, маргарине, пирожных, шоколаде.

«Цветные» ингредиенты

Наверняка вам встречались упаковки, где некоторые пищевые вещества выделены цветом. Такая маркировка называется «светофор». Согласно ей, зеленым помечается низкое содержание ингредиента, желтым — среднее, а красным — высокое. Для восприятия это довольно удобно: не надо копаться в огромном количестве букв и выискивать количество необходимого ингредиента в продукте. Так, кстати, считают и те, кто принял участие в опросе ВЦИОМ 2019 года: 17% отметили ее понятность и доступность; с точки зрения 15% опрошенных, благодаря ей можно легко посчитать калории и БЖУ; 11% просто понравилась маркировка. Были, естественно, и те, кому упаковка просто не понравилась сама по себе, а кто-то и вовсе посчитал ее сложной — но их меньше.

Энергетическая ценность

Если говорить академическим языком, энергетическая ценность — это количество тепловой энергии, измеряемой в калориях и джоулях, которое вырабатывается организмом человека в процессе переваривания съеденных продуктов. Это то самое обозначение «кДж/ккал», которое присутствует на каждой упаковке. Рассчитываются килокалории так: в 1 г жира содержится около 9 ккал, а в 1 г углеводов и белков — около 4 ккал. В 1 ккал примерно 4,2 кДж (кДж — это просто другие единицы измерения; в речи мы их почти не употребляем, используем слово «калории»). Например, в 100 г питьевого йогурта Activia от Danone с клубничным вкусом содержится 74 ккал / 312 кДж. По закону эта информация указывается на 100 г (то есть, если йогурт весит 250 г, калорийность нужно умножать на 2,5), но производитель имеет право предоставить данные про отдельные порции для того, чтобы потребитель лучше мог сориентироваться в том, сколько калорий он потребляет.

Что такое «без ГМО»

Маркировка «без ГМО» говорит потребителю о том, что при производстве этих продуктов не использовались генно-модифицированные организмы. Это организмы, чей генетический материал был изменен (при помощи технологий) с целью оптимизации тех или иных свойств продукта — например, внедрение или изменение гена морозостойкости повышает урожайность некоторых растений. Согласно научным данным, нет оснований утверждать, что генно-модицицированные продукты опасны, потому что в желудочно-кишечном тракте все гены расщепляются на составные части и в итоге усваиваются так же, как и продукты без ГМО.

Если в создании какого-либо продукта использовались ГМО, вы увидите это на этикетке: по закону на всей пище, содержащей ГМО, должна быть соответствующая маркировка.

Вывод

Если вы пришли в магазин и хотите взять вон то красивое печенье в такой яркой упаковке, не хватайте его просто потому, что видели его в какой-то рекламе. Как только желание схватить его появилось, выдохните, посчитайте до десяти, возьмите его (так уж и быть) и прочитайте этикетку. Обратите внимание на срок годности, содержание сахаров и пищевых добавок. А уж потом думайте: брать или не брать.


Не торопитесь выбрасывать испорченные продукты. Есть другие варианты

Ситуация: пришел в магазин голодный, глазами поедаешь все, что видишь, сметаешь все с полок в продуктовую корзину, несешь домой, ешь… Так как купил явно больше нужного, что-то обязательно останется, потом испортится и окажется в мусорном ведре. Или другая ситуация: много готовишь для гостей, все не съедается и либо выбрасывается, либо оставшуюся пищу ставят в холодильник, она там может простоять долго, портится, и итог тот же — мусорное ведро. Если эти ситуации не про вас, это не значит, что в них не узнает себя ваш друг или сосед. Выбрасывание еды — это то самое food waste, о котором все говорят. Четкого аналога этому словосочетанию в русском нет, но значит оно следующее: наплевательское отношение к остаткам пищи и выкидывание их в мусорное ведро, потому что «как-то оно там все да разложится».

Вот цифры, которые приводила Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в 2015 году: ежегодно в мусорку отправляется 1,3 млрд тонн еды.

С тех пор количество не уменьшилось: в этом можно убедиться, заглянув на сайт theworldcounts.com. На момент написания материала (28 ноября) цифры, обозначающие количество выброшенной еды, приравнивались к 1 185 300 000 тонн. Все эти продукты оказываются на свалках и там разлагаются и выделяют большое количество парниковых газов и токсинов, что сильно сказывается на состоянии окружающей среды: загрязняется почва, вода, воздух. Как говорят сами представители ФАО: если бы пищевые отходы были страной, то она стала бы третьей по объему выбросов CO2 после США и Китая. Прогнозы угрожающие, экология от гниения выброшенной еды страдает, однако вопрос остается: если не выбрасывать, то что делать с теми продуктами, которые испортились? Вот несколько вариантов.

Планировать покупки

Важный момент для тех, кто привык приходить в магазин и покупать то, что нужно и что не нужно: планируйте. Тогда не придется ничего выбрасывать. Перед походом в магазин записываете, что точно нужно купить. Приходите и покупаете только необходимое. Вроде бы все просто, главное — не сорваться и не купить что-то, манящее глаз. Получается, что такое планирование избавит от необходимости выбрасывать еду и сэкономит деньги.

Заморозка продуктов

Если вы сварили бульон и понимаете, что, скорее всего, переборщили с количеством или вам просто не захочется его есть уже через пару дней, то заморозьте его. То же касается и других блюд: замораживать можно, в общем-то, все и таким образом продлевать еде жизнь.

Товарное соседство

Чтобы продлить срок годности продуктов, надо их правильно хранить. И дело тут не только в температуре или попадании света, но еще и в том, рядом с чем тот или иной продукт лежит. Например, овощи.

Лучше меньше, чем больше

В тарелку лучше класть ровно столько, сколько можете съесть. Или меньше. Наверняка многие сейчас вспомнили, как после гостей выбрасывали еду с тарелок. Не надо так.

Фудшеринг

Дословно — делиться едой. Цель этого движения — сократить количество выброшенной еды. Люди, которые в нем участвуют, называются фудсейверы. Что они делают? В буквальном смысле спасают еду: бесплатно раздают нереализованные продукты малообеспеченным семьям, в благотворительные фонды, бездомным и так далее. Фудшеринг появился в Германии в 2012 году, и с тех пор немецким фудсейверам удалось спасти более 20 млн еды (по данным за 2019 год).

Фудшеринг постепенно выходит на новый уровень, масштабируясь из движения единомышленников до ресторанов, магазинов и приложений. Например, в Бельгии появились заведения, где готовят из остатков продуктов, — например, в ресторане La Sqala (Уккел). В Дании есть магазины, где продают еду, оказавшуюся ненужной другим супермаркетам — либо из-за подходящего к концу срока годности, либо из-за брака упаковки. В России фудшеринг представляет движение «Фудшеринг. Россия», продовольственные фонды, группы в соцсетях (самая многочисленная из тех, что есть ВКонтакте, — петербургская «Отдам еду даром» и мобильные приложения, которые продают несъеденную в ресторанах еду (например, EatMe, LastBox, DoggyBag и другие).

Переработка еды

Здесь сразу можно вспомнить наших бабушек, которые находили применение любым остаткам пищи. Можно вспомнить, что из подпортившихся ягод можно сделать настойку или джем, но давайте признаемся честно: люди, живущие в ритме больших городов, вряд ли будут этим заниматься, потому что это требует времени. Но почему бы хотя бы не выбрасывать хлеб, а сделать из него сухари для супа-пюре?

Что еще делается для спасения еды?

В 2016 году во Франции на законодательном уровне запретили супермаркетам площадью больше 400 кв. м выбрасывать еду. Таким образом, Франция стала первой страной, которая запретила выкидывать продукты питания. Там же за четыре года до этого организации, которые производят больше 120 тонн еды в год, обязали утилизировать органические отходы.

В Турции в 2013 году решили сократить количество хлебных отходов, потому что оказалось, что именно хлеб выбрасывали больше всего (порядка 6 миллионов батонов в день). Результат стал виден довольно быстро: хлебных отходов стало меньше на 18%.

В Амстердаме есть кафе De KasKantine, где мало того что выращивают овощи, собирают дождевую воду и готовят в дровяной печи, но и принимают все «нежелательные» продукты. Их сортируют на пригодные и непригодные для дальнейшего использования и уже потом решают, что с ними делать. Принести еду может любой желающий.

Такие на первый взгляд небольшие инициативы могут играть большую роль в спасении нашей экологии. Было бы хорошо, если б таких попыток спасти еду было больше — ведь это совсем не сложно.

 
Тест: Какие ошибки ты делаешь, когда покупаешь еду
Начать
Какой у вас основной род деятельности?
Работаю в офисе
Фрилансю на удаленке
Студент
Нахожусь в поиске призвания
Где вы питаетесь?
Хожу на бизнес-ланчи
Дома
Перекусываю на ходу
Когда как
Какие у вас отношения с готовкой?
Не готовлю, заказываю на вынос
Готовлю в большом объеме и разбиваю на несколько дней
Придерживаюсь интуитивного питания
Мне мама готовит
Ваш тип питания
Ничего лишнего, всегда считаю КБЖУ
Я, как и Ирена Понарошку, лактовегетарианец
Фастфуд
Пробую сыроедение
Что у вас всегда лежит в холодильнике?
Много овощей и фруктов
Кефиры и йогурты
Полуфабрикаты
Шаром покати
Используете все продукты, которые покупаете?
Частенько скрепя сердце выбрасываю
Ем все, что покупаю
Постоянно чего-то не хватает
Скармливаю остатки собаке
Много ли у вас в рационе скоропортящихся продуктов?
Специально покупаю продукты с длинным сроком
Никогда ничего не пропадает
Готовлю солянку из остатков
В углу сиротливо лежит черный банан
Как вы считаете, в чем причина нерационального расхода продуктов?
Затариваюсь по полной в супермаркетах, но ем потом в ресторанах
Покупаю слишком много для одного человека
Неправильно рассчитываю рацион
Скупаю по акции, и все портится
Хотите ли вы изменить ваши отношения с едой?
Да, много денег уходит впустую
Хочу, но не могу отказаться от привычек
Нет, мне ок
Я и так питаюсь воздухом
Как вы считаете, приводят ли хаотичные покупки к каким-то последствиям для окружающего мира?
Да, конечно, поэтому я стараюсь сортировать отходы
Я как Швеция: покупаю мусор у соседей и компостирую
У меня есть базовые знания, но я не умею их применять в быту
Нет, от моих действий на Земле ничего не изменится
Далее
Шалтай. Что ж… Вы, безусловно, осознаете все свои ошибки в потреблении продуктов, но устоявшиеся привычки и отсутствие достаточного количества знаний и силы воли мешают начать путь исправления. Мы верим в вас: немного усилий, изучения информации, и вы забудете, как выкидывать продукты!
Эколог. Вы близки к званию разумного потребителя продуктов питания и достаточно осведомлены об основах рационального потребления, однако все равно что-то выкидываете. Стоит изменить пару привычек — и вы станете настоящим гуру в этой области!
Мусорщик. Нам грустно думать о том, сколько еды вам приходится выбрасывать. Возможно, вы просто не успеваете задуматься о неэффективном потреблении и сами не осознаете вред от этого для себя и общества. Но мы верим, что, изучив основы рациональной покупки еды, вы измените вашу жизнь в лучшую сторону!
Новичок. Единственный вопрос, который может возникнуть при изучении ваших ответов: вы вообще едите? Для начала мы советуем вам наладить режим питания в принципе и после этого уже задуматься о рациональном потреблении. Будьте здоровы!

Важные инициативы по «спасению» еды в России и мире. Это стоит знать каждому 

Сейчас можно выделить два главных общемировых тренда по «спасению» еды — фуд-активизм и фудшеринг. Первое явление более глобальное: оно о том, чтобы привлекать внимание к проблемам перепроизводства еды и негативного влияния пищевой промышленности и сельского хозяйства на экологию. Второе — скорее о благотворительности и перераспределении ресурсов: люди делятся едой, которая им не нужна, с теми, кому она необходима.

Движение фудшеринга зародилось в Германии относительно недавно, но за восемь лет своего существования успело распространиться по всему миру. Число специальных организаций, онлайн-платформ и банков еды растет, в том числе появились они и в России, но у нас все это пока не снискало такой популярности, как в Европе. Тут важно отметить, что фудшеринг — это не реализация просроченных или недоеденных продуктов, а спасение тех, которые пригодны для употребления, от свалок.

Привлекать внимание к проблемам с едой можно разными способами. Фуд-активисты заводят тематические инстаграм-аккаунты или телеграм-каналы, снимают документальные фильмы или занимаются исследованиями, готовят из продуктов, спасенных на помойке, или ездят на овощебазы и забирают оттуда некрасивые овощи и фрукты, которые не покупают супермаркеты. Но, если за рубежом уже давно и активно освещают проблему, в России о ней пока не так много информации.

Тем не менее у нас лед тоже тронулся — например, проводят тематические конференции или фестивали. Начинают подключаться к освещению проблемы и производители продуктов питания, и супермаркеты. Например, компания Danone Россия и супермаркет полезных привычек «Перекресток» объединили свои силы, чтобы замотивировать покупателей к осознанному потреблению. С 10 декабря стартует акция, смысл которой — призвать делать выбор в пользу продуктов, произведенных с заботой об окружающем мире. Покупая в магазинах сети «Перекресток» продукцию Danone в перерабатываемой упаковке, можно получать до 10 000 баллов на карту лояльности «Перекрестка» и участвовать в розыгрыше пяти IPhone 12. Просто после каждой соответствующей покупки на сумму от 150 рублей регистрируйте чеки на сайте ecominds.ru/promo. Эти продукты выделены на холодной полке магазина, и ты легко сможешь их найти.


В общем, Danone Россия и «Перекресток» хотят донести до покупателей одну простую вещь — «спасать» еду может каждый, причем в режиме «здесь и сейчас». Для этого вовсе необязательно ковыряться в помойках. Фуд-активистом можно стать и во время похода в супермаркет, совершая осознанные покупки, и даже на собственной кухне, не выбрасывая бездумно все подряд.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство используют аналогичные принципы — только масштабированные. Одна из важных инициатив по борьбе с пищевыми отходами — улучшение логистики и распределения продуктов питания. На производство еды тратится очень много природных ресурсов, а количество вредных выбросов во время него вполне сопоставимо с вредом от автомобилей, поэтому в первую очередь стремятся избежать перепроизводства. Кроме того, стараются организовать максимально безотходное производство. Например, из «некрасивых» томатов можно производить кетчуп, из ягод, которые не пойдут на продажу, — соки, варенья и сухофрукты. Также остатки еды пускают на корма для животных, а органические отходы — на компост или сырье для биотоплива.

В декабре прошлого года в Московской области запустилась программа компостирования. Органические отходы обрабатывают специальными бактериями. Они провоцируют быстрое ферментирование, разогревая кучу мусора до 70–75 градусов. При такой температуре ускоряется гниение и распад органической части, а также умирает патогенная микрофлора. Если аналогичную кучу мусора оставили бы просто на улице в Московской области, то процесс разложения занял бы 2–3 месяца. При этом выделялись бы вредные испарения, которые во время компостирования блокируют с помощью специального биофильтра. Также в России появились первые проекты по переработке органики в биогаз, но они пока не масштабируются. Пока у нас не так популярен, как за рубежом, и фудшеринг. Поэтому быть осознанным потребителем крайне важно каждому из нас. И да, забирать с собой недоеденные в кафе и ресторанах блюда — это не стыдно, а правильно. В борьбе за экологию не бывает маленьких дел.

На правах рекламы 

Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.