Мы в SRSLY, как и ты наверняка, очень волнуемся за будущее нашей планеты, особенно после того, как изучили тревожную статистику. Как оказалось, треть всей еды в мире просто выбрасывается или теряется, в то время как при производстве продуктов питания накапливается 77 млн тонн отходов, при этом 815 млн людей в мире систематически недоедают. Вместе с командой представителей социально ответственного бизнеса, которые объединились в «Лигу Ноль Отходов» (их главные постулаты — бережное отношение к окружающей среде, ответственное потребление и борьба с пищевыми отходами), мы составили свод несложных правил поведения в супермаркете, которые непременно должны стать вашими условными рефлексами, чтобы оно наконец превратилось из хаотичного в осознанное. Если кому-то они покажутся прописными истинами — поздравляем: вы уже можете назвать себя осознанным потребителем! Главное — каждый раз, оказываясь в супермаркете, прочекайте, действительно ли вы соблюдаете все эти правила, потому что «знать» и «делать» зачастую у многих расходятся.
Во-первых, да, придется стать немного занудой — планировать меню и перед каждым походом в магазин составлять список того, что вам действительно нужно, чтобы все покупки были осознанными (на эмоциях можно приобрести абсолютно ненужные продукты). Кстати, это неплохой способ не только заботиться о планете, но и банально экономить. А от нас вам в помощь специальный калькулятор — он ниже.
Во-вторых, нужно перестать жадничать и не покупать слишком много еды впрок — даже если маркетологи взбудоражили вас привлекательной ценой или выгодной акцией. Будьте стойкими, вернее — осознанными. Как правило, сниженная цена — это сигнал, что у еды заканчивается срок годности и ее нужно реализовать как можно быстрее. Если не купите вы сегодня, то товар отправят на свалку завтра. С другой стороны, если вы приобретете по акции примерно все продукты, то их придется скопом употребить «эз сун эз поссибл». Но вы же не Гаргантюа и не Пантагрюэль, чтобы заглотить разом всю продуктовую корзину. Поэтому если и берете все-таки что-то по акции, то обязательно обращайте внимание на срок годности и рассчитывайте свои силы.
В-третьих, становитесь Шерлоком для своего холодильника — включайте на полную мощность свою дедукцию, дабы ни в коем случае не дать еде испортиться. Проводите ревизию каждый раз перед походом за покупками. Это поможет понять, у каких продуктов истекает срок годности и их нужно съесть как можно быстрее, и что нужно докупить, чтобы приготовить что-нибудь вкусненькое с их участием. Обязательно рассчитывайте, какое количество порций собираетесь приготовить, чтобы не оставались лишние скоропортящиеся ингредиенты.
В-четвертых, отключайте внутреннего эстета и покупайте так называемые «некрасивые продукты» (uglyproduce), чтобы 20% фруктов, овощей, зелени, etc не оказались на помойке только из-за своей «неинстаграмности». Хотя с последним утверждением теперь можно поспорить. Что и сделала американка Сара Филлипс — фотограф, фуд-стилист и автор нескольких кулинарных книг и проектов. Она завела инстаграм-аккаунт @uglyproduceisbeautiful, в котором делится красивыми снимками «уродливых» овощей и фруктов. И тут понимаешь, насколько все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Морковки причудливой формы, чересчур спелые бананы, помидоры-акселераты и прочие нестандартные овощи и фрукты выглядят весьма поэтично, а в разрезе так и вовсе ничем не отличаются от своих более красивых сородичей. Кстати, инстаграм-аккаунт Сары Филлипс — не блажь и не забавы ради создан, а для того, чтобы привлечь внимание к кампании Ugly Produce is Beautiful, которая была запущена в США в январе этого года. О других важных инициативах по «спасению» еды в мире и в России мы расскажем ниже.
В-пятых, грубо говоря, не ешьте клубнику зимой. Выбирайте по максимуму локальные и сезонные продукты, потому что при перевозке тратится огромное количество топлива (а за выбросы СО2 планета нам точно спасибо не скажет) и теряется до 23% импорта. Обычно это связано с плохой инфраструктурой и технологическими сбоями — начиная с разбитых дорог и аварий и заканчивая сломанными холодильниками и неудобным расположением складов. Еда может банально испортиться или потерять свой товарный вид, а если повредилась упаковка, то такой продукт просто не допустят на полку в магазин и даже утилизируют, читай: выбросят. Нормы СанПиНа не позволяют реализовывать, например, порванные упаковки макарон или гречки.
В-шестых, включайтесь в челлендж по использованию абсолютно любого продукта целиком. Подсказка: тут поможет умение заготавливать полуфабрикаты самостоятельно. Остатки овощей и корнеплодов пригодятся для овощного бульона, обрезки и кости от мяса или курицы — для мясного, фруктов — для компота. Отправьте все это в морозилку, и пусть оно ждет своего звездного часа. Также можно поступить и с остатками теста, но обязательно подписать, какое оно, и поставить дату приготовления. Не торопитесь выбрасывать черствеющий хлеб — его можно пустить на гренки, сухарики для салатов или супов-пюре, а также использовать для панировки или при выпечке. Кажется, это мелочи, но попробуйте ради эксперимента вести дневник отходов хотя бы неделю — посчитайте, сколько килограммов таких вот скучных остатков набирается и, соответственно, отправляется на выброс. Цифры получатся впечатляющими.
В-седьмых, отдавайте предпочтение продуктам с натуральным составом и внимательно изучайте этикетки — подробный гид приводим далее. Наконец, обращайте внимание на упаковку — она должна быть изготовлена из перерабатываемых материалов. Идея полностью отказаться от пластика, к сожалению, утопична. Без упаковки продукты будут портиться моментально, и еду придется выбрасывать — в общем, замкнутый круг. Поэтому единственный выход — выбирать экологичные виды пластика, которые впоследствии можно отдать на переработку. Компания Danone Россия и сеть супермаркетов полезных привычек «Перекресток» решили замотивировать нас с вами обращать внимание на то, был ли продукт произведен и упакован с заботой о планете, и запустили акцию #ЯОсознанный. Она стартует 10 декабря и продлится шесть недель. В этот период за покупку продуктов Danone в перерабатываемой упаковке на сумму от 150 рублей (эти продукты выделены на полках «Перекрестка») можно выиграть 10 000 баллов на карту лояльности или главный приз — IPhone 12. Для этого нужно регистрировать чеки на сайте ecominds.ru/promo.
О чем может рассказать этикетка, если ее все-таки прочитать
Когда приходишь в большой магазин с огромным множеством продуктов на полках, таких ярких и манящих, сметаешь все не глядя. Особенно если голодный. Однако стоит ли так слепо поддаваться красоте упаковки и игнорировать то, что на ней написано? SRSLY вместе с супермаркетом полезных привычек «Перекресток» и Danone Россия решили разобраться, что полезного можно вынести из надписей на этикетке, к чему стоит отнестись с ответственностью, а что сделано лишь для привлечения внимания потребителя.
Срок годности
Срок годности — один из обязательных пунктов упаковки. Указан он может быть разными способами. «Годен до», «Использовать/употребить до...» или «Срок хранения». В первых двух случаях срок годности обозначают датой. Если он не превышает трех месяцев, то в формате «день, месяц, год», если превышает — в формате «месяц и год». Срок годности бывает совсем маленький (например, у некоторых пирожных или молочных продуктов), в таких случаях пишут: «Годен в течение … часов». Срок хранения же считается с даты изготовления и указывается на упаковке следующим образом: «Срок хранения до ... (дата)», «Срок хранения ... (суток, месяцев или лет)».
Состав продукта
Ингредиенты, входящие в состав продукта, расположены в определенном и вовсе не случайном порядке: чем ближе элемент к началу перечня, тем больше его в составе.
Опасные E и безопасные
Е — международное обозначение пищевых добавок. До 1953 года все названия писали полностью, но они занимали так много места, что было принято решение сократить до одной буквы и цифровых кодов. Для обозначения выбрали букву E (Europe).
Классификация пищевых добавок выглядит так:
1) Е100 — Е182 — красители;
2) Е200 — Е299 — консерванты;
3) Е399 — антиокислители;
4) Е400 — Е499 — стабилизаторы;
5) Е500 — Е599 — эмульгаторы;
6) Е600 — Е699 — усилители вкуса и запаха;
7) Е700 и дальше — другие добавки (например, антибиотики).
«И что с этой информацией делать?» — спросите вы. Давайте расшифровывать каждый.
Красители. Тут все очевидно: благодаря им продукт приобретает нужный производителю цвет. Например, краситель E160a (принадлежит к группе каротиноидов) придает продукту оранжевый цвет; Е132 (индигокармин) — синий; Е141 (хлорофилла медные комплексы) — зеленый.
Консерванты. Это добавки, продлевающие срок годности продукта.
Антиокислители. Замедляют процесс окисления и, по сути, действуют так же, как и консерванты: способствуют увеличению срока годности продукта. Они также позволяют продукту дольше сохранять свои органолептические свойства, вкус и цвет.
Стабилизаторы. Помогают обеспечить стабильность продукта на сроке годности, в частности, препятствуя выпадению осадка.
Эмульгаторы. Как известно, жир плохо растворяется в воде (точнее, совсем не растворяется), поэтому для продуктов, в составе которых есть масла, применяются эмульгаторы. Они взаимодействуют с масляными мицеллами и не дают образовываться жировой пленке на поверхности. Один из самых распространенных эмульгаторов — лецитин. Его можно найти в составе большого числа продуктов — например, в майонезе, маргарине, пирожных, шоколаде.
«Цветные» ингредиенты
Наверняка вам встречались упаковки, где некоторые пищевые вещества выделены цветом. Такая маркировка называется «светофор». Согласно ей, зеленым помечается низкое содержание ингредиента, желтым — среднее, а красным — высокое. Для восприятия это довольно удобно: не надо копаться в огромном количестве букв и выискивать количество необходимого ингредиента в продукте. Так, кстати, считают и те, кто принял участие в опросе ВЦИОМ 2019 года: 17% отметили ее понятность и доступность; с точки зрения 15% опрошенных, благодаря ей можно легко посчитать калории и БЖУ; 11% просто понравилась маркировка. Были, естественно, и те, кому упаковка просто не понравилась сама по себе, а кто-то и вовсе посчитал ее сложной — но их меньше.
Энергетическая ценность
Если говорить академическим языком, энергетическая ценность — это количество тепловой энергии, измеряемой в калориях и джоулях, которое вырабатывается организмом человека в процессе переваривания съеденных продуктов. Это то самое обозначение «кДж/ккал», которое присутствует на каждой упаковке. Рассчитываются килокалории так: в 1 г жира содержится около 9 ккал, а в 1 г углеводов и белков — около 4 ккал. В 1 ккал примерно 4,2 кДж (кДж — это просто другие единицы измерения; в речи мы их почти не употребляем, используем слово «калории»). Например, в 100 г питьевого йогурта Activia от Danone с клубничным вкусом содержится 74 ккал / 312 кДж. По закону эта информация указывается на 100 г (то есть, если йогурт весит 250 г, калорийность нужно умножать на 2,5), но производитель имеет право предоставить данные про отдельные порции для того, чтобы потребитель лучше мог сориентироваться в том, сколько калорий он потребляет.
Что такое «без ГМО»
Маркировка «без ГМО» говорит потребителю о том, что при производстве этих продуктов не использовались генно-модифицированные организмы. Это организмы, чей генетический материал был изменен (при помощи технологий) с целью оптимизации тех или иных свойств продукта — например, внедрение или изменение гена морозостойкости повышает урожайность некоторых растений. Согласно научным данным, нет оснований утверждать, что генно-модицицированные продукты опасны, потому что в желудочно-кишечном тракте все гены расщепляются на составные части и в итоге усваиваются так же, как и продукты без ГМО.
Если в создании какого-либо продукта использовались ГМО, вы увидите это на этикетке: по закону на всей пище, содержащей ГМО, должна быть соответствующая маркировка.
Вывод
Если вы пришли в магазин и хотите взять вон то красивое печенье в такой яркой упаковке, не хватайте его просто потому, что видели его в какой-то рекламе. Как только желание схватить его появилось, выдохните, посчитайте до десяти, возьмите его (так уж и быть) и прочитайте этикетку. Обратите внимание на срок годности, содержание сахаров и пищевых добавок. А уж потом думайте: брать или не брать.
Не торопитесь выбрасывать испорченные продукты. Есть другие варианты
Ситуация: пришел в магазин голодный, глазами поедаешь все, что видишь, сметаешь все с полок в продуктовую корзину, несешь домой, ешь… Так как купил явно больше нужного, что-то обязательно останется, потом испортится и окажется в мусорном ведре. Или другая ситуация: много готовишь для гостей, все не съедается и либо выбрасывается, либо оставшуюся пищу ставят в холодильник, она там может простоять долго, портится, и итог тот же — мусорное ведро. Если эти ситуации не про вас, это не значит, что в них не узнает себя ваш друг или сосед. Выбрасывание еды — это то самое food waste, о котором все говорят. Четкого аналога этому словосочетанию в русском нет, но значит оно следующее: наплевательское отношение к остаткам пищи и выкидывание их в мусорное ведро, потому что «как-то оно там все да разложится».
С тех пор количество не уменьшилось: в этом можно убедиться, заглянув на сайт theworldcounts.com. На момент написания материала (28 ноября) цифры, обозначающие количество выброшенной еды, приравнивались к 1 185 300 000 тонн. Все эти продукты оказываются на свалках и там разлагаются и выделяют большое количество парниковых газов и токсинов, что сильно сказывается на состоянии окружающей среды: загрязняется почва, вода, воздух. Как говорят сами представители ФАО: если бы пищевые отходы были страной, то она стала бы третьей по объему выбросов CO2 после США и Китая. Прогнозы угрожающие, экология от гниения выброшенной еды страдает, однако вопрос остается: если не выбрасывать, то что делать с теми продуктами, которые испортились? Вот несколько вариантов.
Планировать покупки
Важный момент для тех, кто привык приходить в магазин и покупать то, что нужно и что не нужно: планируйте. Тогда не придется ничего выбрасывать. Перед походом в магазин записываете, что точно нужно купить. Приходите и покупаете только необходимое. Вроде бы все просто, главное — не сорваться и не купить что-то, манящее глаз. Получается, что такое планирование избавит от необходимости выбрасывать еду и сэкономит деньги.
Заморозка продуктов
Если вы сварили бульон и понимаете, что, скорее всего, переборщили с количеством или вам просто не захочется его есть уже через пару дней, то заморозьте его. То же касается и других блюд: замораживать можно, в общем-то, все и таким образом продлевать еде жизнь.
Товарное соседство
Чтобы продлить срок годности продуктов, надо их правильно хранить. И дело тут не только в температуре или попадании света, но еще и в том, рядом с чем тот или иной продукт лежит. Например, овощи.
Лучше меньше, чем больше
В тарелку лучше класть ровно столько, сколько можете съесть. Или меньше. Наверняка многие сейчас вспомнили, как после гостей выбрасывали еду с тарелок. Не надо так.
Фудшеринг
Дословно — делиться едой. Цель этого движения — сократить количество выброшенной еды. Люди, которые в нем участвуют, называются фудсейверы. Что они делают? В буквальном смысле спасают еду: бесплатно раздают нереализованные продукты малообеспеченным семьям, в благотворительные фонды, бездомным и так далее. Фудшеринг появился в Германии в 2012 году, и с тех пор немецким фудсейверам удалось спасти более 20 млн еды (по данным за 2019 год).
Фудшеринг постепенно выходит на новый уровень, масштабируясь из движения единомышленников до ресторанов, магазинов и приложений. Например, в Бельгии появились заведения, где готовят из остатков продуктов, — например, в ресторане La Sqala (Уккел). В Дании есть магазины, где продают еду, оказавшуюся ненужной другим супермаркетам — либо из-за подходящего к концу срока годности, либо из-за брака упаковки. В России фудшеринг представляет движение «Фудшеринг. Россия», продовольственные фонды, группы в соцсетях (самая многочисленная из тех, что есть ВКонтакте, — петербургская «Отдам еду даром» и мобильные приложения, которые продают несъеденную в ресторанах еду (например, EatMe, LastBox, DoggyBag и другие).
Переработка еды
Здесь сразу можно вспомнить наших бабушек, которые находили применение любым остаткам пищи. Можно вспомнить, что из подпортившихся ягод можно сделать настойку или джем, но давайте признаемся честно: люди, живущие в ритме больших городов, вряд ли будут этим заниматься, потому что это требует времени. Но почему бы хотя бы не выбрасывать хлеб, а сделать из него сухари для супа-пюре?
Что еще делается для спасения еды?
В 2016 году во Франции на законодательном уровне запретили супермаркетам площадью больше 400 кв. м выбрасывать еду. Таким образом, Франция стала первой страной, которая запретила выкидывать продукты питания. Там же за четыре года до этого организации, которые производят больше 120 тонн еды в год, обязали утилизировать органические отходы.
В Турции в 2013 году решили сократить количество хлебных отходов, потому что оказалось, что именно хлеб выбрасывали больше всего (порядка 6 миллионов батонов в день). Результат стал виден довольно быстро: хлебных отходов стало меньше на 18%.
В Амстердаме есть кафе De KasKantine, где мало того что выращивают овощи, собирают дождевую воду и готовят в дровяной печи, но и принимают все «нежелательные» продукты. Их сортируют на пригодные и непригодные для дальнейшего использования и уже потом решают, что с ними делать. Принести еду может любой желающий.
Такие на первый взгляд небольшие инициативы могут играть большую роль в спасении нашей экологии. Было бы хорошо, если б таких попыток спасти еду было больше — ведь это совсем не сложно.
Важные инициативы по «спасению» еды в России и мире. Это стоит знать каждому
Сейчас можно выделить два главных общемировых тренда по «спасению» еды — фуд-активизм и фудшеринг. Первое явление более глобальное: оно о том, чтобы привлекать внимание к проблемам перепроизводства еды и негативного влияния пищевой промышленности и сельского хозяйства на экологию. Второе — скорее о благотворительности и перераспределении ресурсов: люди делятся едой, которая им не нужна, с теми, кому она необходима.
Движение фудшеринга зародилось в Германии относительно недавно, но за восемь лет своего существования успело распространиться по всему миру. Число специальных организаций, онлайн-платформ и банков еды растет, в том числе появились они и в России, но у нас все это пока не снискало такой популярности, как в Европе. Тут важно отметить, что фудшеринг — это не реализация просроченных или недоеденных продуктов, а спасение тех, которые пригодны для употребления, от свалок.
Привлекать внимание к проблемам с едой можно разными способами. Фуд-активисты заводят тематические инстаграм-аккаунты или телеграм-каналы, снимают документальные фильмы или занимаются исследованиями, готовят из продуктов, спасенных на помойке, или ездят на овощебазы и забирают оттуда некрасивые овощи и фрукты, которые не покупают супермаркеты. Но, если за рубежом уже давно и активно освещают проблему, в России о ней пока не так много информации.
Тем не менее у нас лед тоже тронулся — например, проводят тематические конференции или фестивали. Начинают подключаться к освещению проблемы и производители продуктов питания, и супермаркеты. Например, компания Danone Россия и супермаркет полезных привычек «Перекресток» объединили свои силы, чтобы замотивировать покупателей к осознанному потреблению. С 10 декабря стартует акция, смысл которой — призвать делать выбор в пользу продуктов, произведенных с заботой об окружающем мире. Покупая в магазинах сети «Перекресток» продукцию Danone в перерабатываемой упаковке, можно получать до 10 000 баллов на карту лояльности «Перекрестка» и участвовать в розыгрыше пяти IPhone 12. Просто после каждой соответствующей покупки на сумму от 150 рублей регистрируйте чеки на сайте ecominds.ru/promo. Эти продукты выделены на холодной полке магазина, и ты легко сможешь их найти.
В общем, Danone Россия и «Перекресток» хотят донести до покупателей одну простую вещь — «спасать» еду может каждый, причем в режиме «здесь и сейчас». Для этого вовсе необязательно ковыряться в помойках. Фуд-активистом можно стать и во время похода в супермаркет, совершая осознанные покупки, и даже на собственной кухне, не выбрасывая бездумно все подряд.
Пищевая промышленность и сельское хозяйство используют аналогичные принципы — только масштабированные. Одна из важных инициатив по борьбе с пищевыми отходами — улучшение логистики и распределения продуктов питания. На производство еды тратится очень много природных ресурсов, а количество вредных выбросов во время него вполне сопоставимо с вредом от автомобилей, поэтому в первую очередь стремятся избежать перепроизводства. Кроме того, стараются организовать максимально безотходное производство. Например, из «некрасивых» томатов можно производить кетчуп, из ягод, которые не пойдут на продажу, — соки, варенья и сухофрукты. Также остатки еды пускают на корма для животных, а органические отходы — на компост или сырье для биотоплива.
В декабре прошлого года в Московской области запустилась программа компостирования. Органические отходы обрабатывают специальными бактериями. Они провоцируют быстрое ферментирование, разогревая кучу мусора до 70–75 градусов. При такой температуре ускоряется гниение и распад органической части, а также умирает патогенная микрофлора. Если аналогичную кучу мусора оставили бы просто на улице в Московской области, то процесс разложения занял бы 2–3 месяца. При этом выделялись бы вредные испарения, которые во время компостирования блокируют с помощью специального биофильтра. Также в России появились первые проекты по переработке органики в биогаз, но они пока не масштабируются. Пока у нас не так популярен, как за рубежом, и фудшеринг. Поэтому быть осознанным потребителем крайне важно каждому из нас. И да, забирать с собой недоеденные в кафе и ресторанах блюда — это не стыдно, а правильно. В борьбе за экологию не бывает маленьких дел.
На правах рекламы