Обзоры, Кино — 1 сентября 2024, 11:21

Выбор Дениса Виленкина: «Май декабрь», «Химера», «Книга решений», «1993», «Супер Майк: Последний танец» и еще 15 лучших фильмов 2023 года

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
На острове Лидо стартовал 81-й Венецианский кинофестиваль, где часто можно увидеть лучшие фильмы года (в этом топе их четыре), кинокритик Денис Виленкин вспоминает лучшие фильмы 2023-го, многие из которых уже можно посмотреть на российских платформах

1. «(Не)бывшие» (Hors-saison), реж. Стефан Бризе

Уставший от себя, своей карьеры и известности киноактер Матье (Гийом Кане) приезжает в спа-отель в горах, чтобы собраться с мыслями, полистать текст пьесы (собирается попробовать себя в театре), поразмышлять над прошлым и будущим. Но по злой иронии, красивая артистическая меланхолия быстро сменяется уморительной бытовой прокрастинацией. Играть в игру на смартфоне, щелкать пультом отпирания двери, ходить на бесконечные спа-процедуры оказывается мучительно, но копаться в собственных страхах и ожиданиях — еще сложнее. К тому же, Матье случайно сталкивается с Алис (Альба Рорвахер). Пятнадцать лет назад у них был роман, но все обернулось плохо. 

По моему личному кинокритическому убеждению, это лучшая картина в мировом современном кино за пять лет. Помимо того, лучший фильм Стефана Бризе, лучший фильм Гийома Кане, лучший фильм Альбы Рорвахер. Наверное, тут стоило бы остановиться и объяснить. 

Идея фильма лаконично отражена в оригинальном названии: hors-saison — «вне сезона» — буквально «не сейчас, не время и не место» в отношении вспыхнувших у героев чувств, и «до свидания, театральная карьера» — потому что у Матье ничего не получается с тем, чтобы убедить себя сыграть роль. И, конечно же, сеттинг «на отдыхе от отдыхающих». Пустой отель, холодный ветер, на берегу редкие люди совершают утренние пробежки. В общем, идеальное место, чтобы понять, что не так с твоей жизнью. Понять и испугаться.


Стефан Бризе вместе со своей соавторкой Мари Дрюкер позволяет себе вернуться к лиризму своих ранних фильмов — «Мадемуазель Шамбон» (2009) и «Несколько часов весны» (2012). Прозрачная простота жизни, чувств, быта открывается и с другой, неожиданной для автора стороны. У него прекрасное чувство юмора, о котором, кажется, раньше никто не знал. «Вне сезона», филигранно написанная, сыгранная, осмысленная картина, встает в ряд к шедеврам прошлого — произведениям Алена Рене, Аньес Варды и Жака Риветта, всегда избегавшим жанр как осязаемую и скучную конкретику вещей. 


2. «Предчувствие» (La Bête), реж. Бертран Бонелло 

В недалеком будущем Габриэль (Лея Сейду) прибегает к непростой процедуре по очистке ДНК от воспоминаний из прошлых жизней. Но круговорот фрагментов из неуемной памяти ввергает ее в оцепенение от надвигающегося чувства своей человеческой безысходности перед абсолютом времени во вселенной.


Бертран Бонелло снял свою «Космическую одиссею» (1968). Легко представить, как эта фраза хлестко смотрелась бы на титульной странице газет прошлого, живи Бонелло, как и его героиня, в прошлом. Дальше, конечно, стоит добавить, что это «Одиссея», в которой чувствуется и влияние «Альфавиля» (1965) Жан-Люка Годара и реверанс в сторону «Люблю тебя, люблю» (1968) Алена Рене. Забавно, что к Рене так или иначе апеллирует два лучших и по совместительству французских фильмов года. Годаровский кинематограф преследования обрастает визионерскими фетишами Бонелло, хорошо знакомыми его фанатам. Знаки множат символы, психоаналитическое вытесняет сюжетное, а психосоматическое — кинематографическое. Подобные фильмы обыкновенно принято припечатывать кинокритическим штампом — opus magnum. За два с половиной часа идей — на пять фильмов, режиссерских решений — на десять. Можно любить, можно ненавидеть, можно понимать, можно не пытаться. Вселенная — зеленый экран, а человек в нем — актер, ждущий, что весь мир за него нарисуют на пост-продакшене. Нолану такое, простите, не снилось.


3. «Май декабрь» (May December), реж. Тодд Хейнс

Двадцать лет назад таблоиды пестрили новостными сводками о романе Грейси Атертон-Йо (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон), однокласснике ее старшего сына. Когда пара начала встречаться, Джо было тринадцать, сейчас же от Грейси у него — дочка, двое близнецов и комплекс непроработанных травм, которые ненароком вскрывает для него самого и окружающих актриса Элизабет Берри (Натали Портман), приезжающая к чете в город Камден, штат Мэн, для ресерча перед грядущими съемками.


Фаворит кинокритиков, синефилов и пользователей Pinterest, американский интеллектуал Тодд Хейнс находит поразительную форму для истории про застывшую жизнь-ледышку в американском захолустье. «Май декабрь» (выражение, обозначающее любовные отношения между партнерами со значительной разницей в возрасте. Месяцы = времена года: весна представляет молодость, а зима — старость. — Прим. SRSLY) выглядит и звучит как эротический триллер из начала 90-х, времен рассвета «Твин Пикса», кино Пола Верховена («Основной инстинкт») и Эдриана Лайна («Лолита»). При том, Тодд Хейнс еще никогда так близко не подбирался к сценаристу и режиссеру Тодду Солондзу (в 1998 году Солондз получил приз ФИПРЕССИ в Каннах за фильм «Счастье», где исследуется сексуальных фобий и девиаций. — Прим. SRSLY) и не снимал своего профессорского пиджака перед полным залом. Его герои мастерски балансируют между существованием в трагикомедии и психологической драме, а угнетающе беспокойная музыка, которая подошла бы почти любому фильму Джона Карпентера, только подтверждает тот факт, что Хейнс, наконец, освоил иронию, часто ему недостающую, и снял свой «Хэллоуин» (1978), где Майк Майерс — это актриса, примеряющая маски из человеческой (фигурально выражаясь) кожи. 


Хейнс, всегда считавший хрупкость натуры практически врожденным пороком, в очередной раз (на первый взгляд) снимает о том, как легко потерять себя. Но только на первый, — по мере того, как тайники открываются, на передний план выходит сабмиссивное желание перепоручить свою жизнь лакановскому Другому (Другой/другой — два ключевых понятия психоаналити­ческой концепции Жака Лакана. Одна из трактовок «большого» Другого — воплощение родительских персонажей и всех последующих недоступных объектов желания. — Прим. SRSLY). Отдать всю (или всего) себя на откуп актеру и сказать: «Сделай меня точно, я себе больше не принадлежу». Elizabeth turnin’ Gracey.

4. «Бедные-несчастные» (Poor Things), реж. Йоргос Лантимос


«Бедные-несчастные» — экранизация романа Аласдера Грея, шотландского писателя и художника, осмысленная Йоргосом Лантимосом вместе со своим постоянным соавтором, сценаристом Тони Макнамарой (вместе они делали «Фаворитку», 2018). Вместо готики — стимпанк, вместо Шотландии — Англия. Почерк греческого режиссера и его визионерское мышление, адаптированное оператором той же «Фаворитки» Робби Райаном, идеально вписались в литературный мир Грея, в котором Лантимос умело выстраивает сказку об альтернативной Барби, проходящей путь от содержанки к секс-работнице, а затем и от социалистки к феминистке. Отдельных аплодисментов (и, честно говоря, «Оскара») достоин Марк Руффало в роли первой любви Беллы Бакстер — невротика Дункана Веддерберна. Руффало еще никогда так не был близок к звезде немого кино — Рудольфу Валентино. Ну, а для Лантимоса — «Бедные-несчастные», безусловно, вершина режиссерского мастерства, пьедестал на момент 2023 года, кино, в котором режиссер вновь воспевает мотивы «Истории красоты» (2004) и «Истории уродства» (2007) Умберто Эко


5. «Память» (Memory), реж. Мишель Франко



Мишель Франко («Новый порядок», «Закат») — один из самых ярких и бескомпромиссных современных авторов. Не изменяя своим шокирующим методам, в «Памяти» он выступает в неожиданном для себя жанре мелодрамы, в котором, конечно, зная фирменные приколы автора, ждешь подвоха до самого финального кадра. И саспенс, выстроенный на зыбком, холодном ощущении от поступков Сола (Питер Сарсгаард, получивший приз за лучшую мужскую роль на 80-м Венецианском кинофестивале), — как раз самый удивительный сопроводительный элемент повествования этого нежного и сентиментального фильма. Джессика Честейн, как и Тим Рот в «Хронике» (2015) Франко, играет социального работника. Забота по отношению к другим восполняет отсутствие заботы по отношению к себе, до тех пор, пока она не встречает Сола, за которым глаз да глаз. Сол страдает от деменции и забывает все на свете, но точно помнит, что такое любить. Феноменальное кино.

6. «По правилам и без» (L’innocent), реж. Луи Гаррель

Абель (Луи Гаррель), работающий экскурсоводом в океанариуме Лиона, сталкивается с неразрешимой для себя проблемой. Его мать Сильви (Анук Гринбер) выходит замуж за заключенного Мишеля (Рошди Зем). Абель встречает свадьбу с кислой миной и подстрекает свою подругу Клеманс (Ноэми Мерлан) на слежку, поскольку не верит, что исправительное учреждение в самом деле меняет людей.


Приятный факт: Луи Гаррель к своей четвертой режиссерский работе не просто вырос как сценарист и режиссер, но и нащупал свой собственный стиль, благодаря богатому кинематографическому воспитанию. Луи апеллирует к чистому жанру авантюрной трагикомедии, в которой артисты работают с такой же мощной самоотдачей, как в хорошей фестивальной драме. Название, в оригинале иронически отсылающее к картине Лукино Висконти «Невинный» (1976), вносит забавные контекстуальные коррективы в мотивацию Абеля. Его инфантильный характер и болезненная детская привязанность к маме (которую, он разумеется, отрицает) вызывает у него порывы ревности (как и у Тулио, героя Висконти), подталкивающие в итоге и к параноидальной слежке, и к попытке в «профессиональном» плане сблизиться с избранником матери и принять его в семью. Семья же Мишеля — его подельники, планирующие украсть крупную партию черной икры, на чем, конечно, скорее всего, всей несчастной ОПГ придется погореть. И отдельно стоит отметить, как Луи продолжает импровизировать с биографией своего экранного героя — его альтер эго, Абелем Лефранком, роль которого он исполняет в каждом своем режиссерском проекте. Ведь Абель — это такой Антуан Дуанель (главный герой картины «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. — Прим. SRSLY) XXI века, постоянно попадающий в чувственные передряги. 


7. «Потерянный в ночи» (Perdidos en la Noche), реж. Амат Эскаланте

Мексиканское захолустье. Эмилиано (Хуан Даниэль Гарсиа Тревино) перебивается случайными заработками и пытается вместе со своей девушкой Моникой (Эстер Экспозито) расследовать исчезновение своей матери Паломы (Вики Араико) — активистки, выступавшей против прихода иностранной горнодобывающей компании, очевидно, способной лишить заработка местных жителей. Череда улик приводит главного героя с подружкой в роскошное поместье некоего Ригоберто Дюпласа (Фернандо Бонилья) — современного художника, известного, в том числе, по зверскому арт-проекту, материалом для которого послужили человеческие тела.


Картину предваряет цитата из рассказа Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» (1877) — неочевидного произведения в контексте фильмографии Эскаланте и едва ли вообще до того цитируемого в мировом кинематографе. Так же, как и безымянный герой Достоевского, Эмилиано, брошенный на произвол судьбы, проходит через переосмысление своих моральных ценностей. 

Один из главных мексиканских режиссеров современности, Амат Эскаланте, семь лет не снимал большого кино, но зато сделал хороший сериал «Нарко: Мексика» (2018–2021). После «Дикой местности» (La región salvaje, 2016) — своего выдающегося фильма-призера 73-го Венецианского кинофестиваля, Эскаланте вернулся к дикой, необузданной энергетике социально-интеллектуального арта. 


Эскаланте, конечно, тяготеет к Достоевскому, поскольку и сам уже третью картину подряд ищет луч света в очень темном царстве, и его зверства, начавшиеся в шокировавшем всех в Каннах в 2013 году фильме «Эли» (там, например, есть сцена поджигания пениса, во время которой критики убегали из зала), в контексте 80-го Венецианского фестиваля все еще дают остальным авторам фору (несмотря на то, что «Потерянный в ночи» — самый его формально не жестокий фильм). И слово «зверство», вызывающее ассоциации с рыком, норовом, чем-то совершенно неконтролируемым, напоминает о том, что кино Амата — это череда животных образов-выстрелов. Секс, песок, убийство, поцелуй, сперма. Но определенно не кино агрессии.

8. «Здравствуй, речь» (Bonjour la langue), реж. Поль Веккиали



Фильм-завещание Поля Веккиали, ушедшего в начале 2023 года в возрасте 92-х лет и не дожившего до премьеры картины в Локарно. Кино предчувствия. Торжество разговора становится антитезой годаровской эпитафии слова — «Прощай, речь» (2014). Сын (Паскаль Серво) и Отец (Поль Веккиали) меняются местами и говорят обо всем, о чем умалчивали годами. И в драматургии, и в режиссуре мастер Веккиали никогда не добирался до вершин признания, которые покорялись многим другим великим его современникам. Вместо поиска витиеватых форм «Здравствуй, речь» исследует конструктивное понимание жизни как хронической (дис)коммуникации.

9. «Мадемуазель Кенопсия» (Mademoiselle Kenopsia), реж. Дени Коте


Главная героиня (Ларисса Корривуа) — смотрительница пустого отеля. Она перемещается по нему, но оказывается в выразительных пустотах и других локациях, что, в сущности, выражает идею гетеротопии французского философа Мишеля Фуко. По нему, гетеротопии — это миры внутри миров, отражающие и в то же время разрушающие то, что находится снаружи. Фуко определяет так культурные, институциональные места — тревожащие, парадоксальные и трансформирующие реальность. В дополнение к этому «кенопсия» в названии — определение ощущения, возникающего в заброшенном месте, где когда-то происходила жизнь. Так и героиня, ее олицетворяющая, исследует через оставленные пространства контуры своего подсознательного, обращаясь к вопросу «какой была жизнь и какой она стала».

10. «Химера» (La Chimera), реж. Аличе Рорвахер

Аличе Рорвахер продолжает поиски святых в миру: дети и божественная мистерия в «Чудесах» (2014), праведный Лазарь (Адриано Тардиоло) в «Счастливом Лазаре» (2018) и, наконец, Артур — странник-британец, обладающий необыкновенным даром, с помощью которого ему удается отыскивать закопанные глубоко в земле древности, вооружившись прутиком, будто бы он пророк Илия или блаженный, ищущий счастья. Поскольку его провиденция ни что иное, как тяга к погибшей возлюбленной. Лицо Джоша О'Коннора, само по себе испещренное геодезическими неровностями, — невероятная находка режиссера в геометрической, сакральной и герменевтической конструкции «Химеры»


Это высеченное изящество мира, к которому стремятся в своих исследованиях и другие важные итальянцы: Гуаданьино в «Назови меня своим именем» (2017) и «Претендентах» (2024), рифмующий амфоры и желание, древнегреческие идеалы человеческого тела и низменные переживания, и, конечно, Соррентино в «Великой красоте» (2013), устами монашки сказавший, что «корни — это важно», имея в виду и связь с родиной, и божественное противопоставление Небес и Земли, и корни в понимании невидимой части растений — их неотъемлемого фундамента. И для Рорвахер корни — объект изучения, которым от фильма к фильму она, в традициях неореализма, словно музыкальной грамотой, старается овладеть. И, пожалуй, в «Химере», лучшем фильме в ее карьере на сегодняшний день, это получается с точностью одного из главных мастеров эпохи возрождения современного итальянского кино. 


11. «Ложь того летнего дня» (l 그 여름날의 거짓말 / Geu yeoreumnalui geojitmal / That Summer Lie), реж. Сон Хён-нок


Обладатель приза ФИПРЕССИ Пусанского международного кинофестиваля, дебют корейского режиссера Сон Хён-нока, умело маскирует реальность и вымысел в истории школьницы Да-юн (Пак Со-юн), которой учитель дает задание написать сочинение о прошедшем лете. Для учителя это сочинение оказывается неожиданным откровением, поскольку в своем тексте девочка обвиняет его в любовном интересе к ней. Режиссер оживляет текст, с каждой сценой обостряя конфликт между реальностью и детской додумкой, и постоянно открывает новые подробности случившегося и приукрашенного. Несмотря на хронометраж в почти два с половиной часа, Хён-нок ни на секунду не сбавляет темпа в интенсивности своего, казалось бы, незатейливого жанра coming of age, делая амбивалентность правды пластической силой экранного времени. 

12. «Только ты и я» (L’amour et les forêts), реж. Валери Донзелли


Картину Валери Донзелли («Я объявляю войну», «Маргарита и Жюльен»), французской актрисы, сценаристки и режиссерки, снятую по одноименному роману Эрика Рейнхардта L’amour et les forêts, так и хочется обозвать «Любовь — потемки» (на манер «чужая душа — потемки, а своя тем более»). В «Только ты и я» любовь главных героев — Бланш (Виржини Эфира) и Грегуара (Мельвиль Пупо) — сказка, обернувшаяся кошмаром, историей абьюзивного контроля. 

Донзелли круто работает с актерами (Эфира играет тут сразу две роли — сестер-близняшек Бланш и Роуз), с цветами, и, конечно, темой. Предсказуемая трагедия характера не только преисполняется необходимым саспенсом, по ходу развития которого Донзелли буквально сгущает краски, все больше уводя визуальное повествование от беззаботных образов первой встречи к непролазному кошмару, но и позволяет прочувствовать разрушение этой сказки в торжестве тиранической реальности. Мельвиль Пупо здесь словно Мизери

13. «Стражи Галактики: Часть 3» (Guardians of the Galaxy), реж. Джеймс Ганн

Лениво почесывая шерсть под песню Creep группы Radiohead, устало перебирает лапами Ракета (Брэдли Купер). Где-то тихо бухает Звездный Лорд (Крис Пратт), пока непомнящая ничего Гамора (Зои Салдана), которую вытащили из того временного отрезка, где у них с Лордом ничего не было, трется посреди Опустошителей. Стражи, время от времени совершающие вылазки с целью приструнить недоброжелателей («Тор: Любовь и гром»), порой пытаются расшевелить Куилла рождественским подарком («Стражи Галактики: Праздничный выпуск»), но в остальном депрессивно проводят время, предаваясь воспоминаниям на базе Забвение (Knowhere). Настроение, под которое больше, чем Creep, подошел бы «Город, которого нет» Игоря Корнелюка, буквально разрушает некий Адам Уорлок (Уилл Поултер) — человек золотого цвета громит все на своем пути и сильно ранит Ракету. Стражи выясняют, что к нападению Уорлока ведут факты биографии енота, из-за которых его спасение несколько осложняется. Несобранной команде предстоит отправиться в космическую одиссею и доказать себе, что они все еще достоины биться в премьер-лиге.



Режиссер Ганн буквально на зависть всем, кто пытался, но не смог (несчастная «Квантомания» Пейтона Рида одиноким целлофановым пакетом проносится за окном), с присущей автору (подчеркнем: автору) нежной любовью к комиксам, успевает в финальной части за несколько актов очень многое. Например, забросить героев в пару классно задуманных миров: один из которых похож на Сингапурский музей искусства и науки, в котором кого-то вывернуло яйцом бенедикт с ветчиной, а другой — на «Зверополис», просмотренный в злющем бэд-трипе. Браво арт-продакшену! Рассказать историю Ракеты через невероятно болезненные и трогательные флешбэки, от которых бросает в дрожь. Друзья юности Ракеты, кстати, напоминают бертоновские версии персонажей советских мультфильмов «Раз — горох, два — горох...» (1981) и «Пузырь, Соломинка и Лапоть» (1959). 



Ну и главное, что Джеймс Ганн вынес за эти девять лет — люди любят «Стражей Галактики» и за солдафонские приколы Дракса (Дэйв Батиста), и за пикаперские стендапы Куилла, и за Грута, который «Я есть Грут» при любом удобном случае. Но самое важное: первых «Стражей» в ранг чего-то большего, чем просто летний пиксельный театр, превозносили такие эпизоды, как тот, где, например, Куилл дает Гаморе своей плеер и говорит: «Это музыка, ее нужно не слышать, а слушать». Ведь эмпатия, странная неловкая химия между героями и их очеловечивание — самые мощные камни бесконечности.



В итоге «Стражи» стремительно берут курс к высшей точке своего существования. Это кинокомикс, учащий любить все живое, умело предоставляющий выбор религиозных концепций. За ведический мантрой «я желаю процветания каждому живому существу во вселенной» следует чудесное спасение животных на ковчеге. От Ганна, буквально разве что не руководившего хором поющих гениталий, дождаться столь широких мировоззренческих импульсов было неожиданно

14. «Природа любви» (Simple comme Sylvain), реж. Монья Шокри

В каком-то смысле «Природа любви» — это фильм-синоним к картине Донзелли «Только ты и я» (смотрим на 12-е место). Канадская (франкоговорящая и франко-играющая) актриса, сценаристка, режиссерка и визионерка Монья Шокри тоже задумывается о неровностях любовных переживаний. 


София (Магали Лепин Блондо) преподает философию и скучает со своим интеллигентным мужчиной, пока не встречает мужлана Сильвена (Пьер-Ив Кардиналь), от прикосновений которого сходит с ума. Платоновские понятия — сторге (любовь как дружба и нежность) и филия (бескорыстная любовь, основанная на принятии и уважении), она запросто меняет на людос (любовь как азарт и состязание). Цену, впрочем, узнает позже. 

Шокри в форме зрительского мелодраматически-комедийного кино умело интерпретирует философию объективного идеализма, оставляя зрителя на пару с героиней, запутавшейся в концепции эроса, когда она из теории трансформируется в практику, и маячащего на горизонте дровосека в клетчатой рубашке. Он, конечно, идиот. Но от него прет сексом. Вот тебе и природа любви. 


15. «Книга решений» (Le Livre de solutions), реж. Мишель Гондри 

Режиссер Марк (Пьер Нине) никак не может закончить фильм, продюсеры не выдерживают творческого свободолюбия и на встрече сообщают, что монтаж будет завершен без его участия. На нервах Марк ворует жесткие диски с материалами и подстрекает свою подругу-монтажерку Шарлотт (Бланш Гарден) спасти кино от жесткого продюсерского контроля. Бонусом он решается бросить нейролептики и его неустойчивая психика из главного недостатка превращается в главное преимущество.



Обаяние Гондри как раз в том, что он абсолютно искренне создает стереотип о режиссере, избегая стереотипов о режиссере. Марк ведет внутренний монолог о восприятии мира (местами — блистательный), он борется с галлюцинациями, которые являются результатом работы его сверхбыстрого ума, и пытается разобраться в своих чувствах («Габриэлла — девушка, которую я всегда видел на съемках, почему я раньше не обращал на нее внимания?»). Пьер Нине — буквально воплощение режиссера, каким его привыкли представлять зрители. Человек, поднимающий коллег в два часа ночи, чтобы проверить электронную почту («а Стинг из Лондона не ответил?» По секрету: Стинг действительно появляется в уморительном камео) и заставляет родных участвовать в досъемках его фильма на заднем дворе дома.

В клубе французских невротиков-режиссеров пополнение. При желании, в Марке можно разглядеть черты главного из них — Исмаэля Вийяра (Матье Амальрик) из вселенной Арно Деплешена («Призраки Исмаэля», 2017). Ну, и скорее всего, поклонникам Гондри удасться получше узнать своего любимого режиссера. Кино Мишель Гондри не снимал целых восемь лет, за которые, среди прочего, успел поработать над сериалом «Шучу» и клипами для The Chemical Brothers (Got to Keep On и Go) и The White Stripes (City Lights).


И, надо сказать, перерыв пошел ему на пользу: Мишель искрит микроидеями и разрывными гэгами — в юмористическом диапазоне от Элии Сулеймана («Должно быть, это рай») до Уилла Феррелла («Персонаж», «Ночь в Роксбери»). Выводя в конце аккуратную мораль о том, что даже несмотря на то, что режиссер взрослеет, обретает себя и находит любовь, он навсегда остается ребенком с кинокамерой, который смотрит на мир через дырку в зеленом листочке.

16. «Вознесение» (Le Ravissement), реж. Ирис Кальтенбак 

Нежный дебют француженки Ирис Кальтенбак стал украшением прошлогодней секции «Неделя критики» в Каннах. Название в оригинале трактуется многозначно. И как восхищение, и как похищение, и даже как вознесение. Все три уместны и тонко дополняют друг друга. 


По сюжету, акушерка Лидия (Афсия Эрзи) с трудом справляется со своим психологически нестабильным состоянием после тяжелого расставания, пока в ее жизни происходят два параллельных, несвязанных друг с другом, но судьбоносных события. Помощь в приеме родов у ее подруги Саломе (Нина Мерисс) и встреча с водителем Милошем (Алексис Маненти). Лидию восхищает ребенок Саломе и расстраивает поведение Милоша (который совершенно честно сказал, что, кроме one night stand, отношений не ищет). Спустя время Лидия из чувства обиды и несправедливости решается сообщить Милошу, что этот ребенок — от него.

17. «Дикие подсолнухи» (Girasoles silvestres), реж. Хайме Росалес



Хулия (Анна Кастильо) живет в Барселоне с двумя детьми, рожденными в юном возрасте от военного Маркоса (Ким Авила). «Дикие подсолнухи» — все мужчины, которых Хулия встречает на своем пути. Это красивая метафора, найденная заметным испанским режиссером Хайме Росалесом, неоднократным обладателем призов в Каннах и номинантом на «Гойю» (премия Испанской киноакадемии. — Прим. SRSLY). Главная актриса — Анна Кастильо, наверное, одна из самых многообещающих испанских артисток сегодня, тоже неоднократно претендовала на «Гойю» (целых четыре номинации к 29 годам). И она действительно потрясающе точна в роли грустной, смелой и сомневающийся молодой матери.

18. «1993», реж. Александр Велединский + «Мелодия любви» (Melody of Love), реж. Эдмундо Бехарано

Кадры из фильма «1993»

В новейшей истории России примерно раз в декаду должен появляться такой фильм-монумент ушедшей прекрасной (?) эпохе, как «1993», или, к примеру, «Родина» Петра Буслова, вышедшая в 2015-м, но говорящая на языке уже тогда далеких нулевых. В этом смысле Велединский в «1993» берет еще большую дистанцию, вооружается Евгением Цыгановым в роли работника ЖЭКа Виктора, умело адаптированным текстом романа Сергея Шаргунова, лирическими аргументами перед беспощадной глобализацией и хладнокровным отношением к ритму семейной саги. Кино о месте человека на Земле у Велединского удивительно рифмуется с другим Кино о месте человека на Земле — «Мелодией любви» боливийского режиссера Эдмундо Бехарано.

Кадры из фильма «Мелодия любви»

Джаз-гитарист Майкл (Элайджа Рид) едет из Аддис-Абебы в Брюссель, чтобы повидаться со своей матерью, давно переехавшей. Очевидная точка входа — «лунная походка» Майкла Джексона, исполняемая обоими героями. Танец-мираж, танец-сон. Две эскапистские фантазии, где герои уплывают в свою вымощенную «интеллигентскую» реальность, где есть посторонние Камю, и ты сам, и другие

19. «Супер Майк: Последний танец» (Magic Mike’s Last Dance), реж. Стивен Содерберг

Завязавший с танцами Майк (Ченнинг Татум) работает бартендером на частных мероприятиях у богатых людей, на одном из которых его цепляет Максандра (Сальма Хайек) и просит для нее станцевать. Майк сначала отнекивается, но в итоге дарит ей потрясающий перформанс. Восхищенная пластическим мастерством, Максандра берет плечистого Майка в охапку с собой в Лондон и настаивает на шоу в центре города, где танцор мог бы попробовать себя в качестве хореографа, но Майку сложно думать о танцах, ведь это прошлое, которое порой лучше не ворошить.



«Супер Майк: Последний танец» — абсолютно не то, что вы ожидаете увидеть. Вероятно, очередной поворот франшизы — вовсе не просчет, а обдуманный драматургический ход бессменного сценариста франшизы Рида Кэролина (вместе с Ченнингом Татумом в прошлом году они выпустили свой режиссерский дебют «Лулу и Бриггс» с узнаваемым лиричным почерком). Не сердиться на Стивена невозможно: он вместе с Кэролином решительно отказывается от едва ли не главной движущей сюжетной и метафизической силы сиквела — броманса. Коллеги Майка по стрингам появляются только во время видеоколла на правах фансервиса. Но и это отстранение от дома, близких и прошлого нужны сюжету для переосмысления Майком новой реальности, где стриптиз больше не может существовать как атавизм маскулинно-центричного мира.

Содерберг берет оптикой. В прямом и переносном смысле. Во-первых, как он порой работает с линзами — заглядение. Во-вторых, «Майк» в объективе новой этики постулирует не мужчину, предугадывающего желания женщины, а женщину, знающую, чего она хочет. Так, Максандра, отдающая бразды правления амбициозной постановкой в сильные руки Майка, мудро и нежно его направляет. Риду Кэролину по-прежнему удается сохранять интимность и интеллигентность в работе над картиной про стриптиз. После первого танца — параграммы полового акта, Максандра берет с Майка обещание, что они не будут заниматься сексом. И Майк сублимирует сексуальную энергию в постановку, в процессе обретая себя и понимая свои чувства не только к танцам, но и к женщине.



И только к концу третьего фильма Майк осознает, что он настоящий не только в софитах, но и в объятиях своей любимой женщины. Анима обнимемся с Анимусом. Осознает при том, через концепцию Карла Юнга, в которой проекция психического отражает представление человека о том, что существует внутри него самого, помогая в его стремлении к целостности, собирая воедино противоположности, спроецированные на другие предметы и на других людей. Сцену, стулья, стринги, обнажение. Все это в миг становится неважным, набором ритуалов-укрытий от внутренней пустоты. Майк претерпевает метаморфозу в Пину Бауш, а стриптиз в форму contemporary dance, отрицающим гетеронормативные стигмы прошлого. Ведь a sexiest act of submission — is asking for permission. А позволить себе любить — высшая форма физического и психического удовлетворения.

20. «Панические атаки», реж. Иван И. Твердовский



«Панические атаки» — самая едкая, образная и непредсказуемая работа Ивана И.Твердовского. Сказка-ложь, лже-сказка, сказка ли (?). Еще, пожалуй, с выхода «Конференции» (2020) становилось понятно, что Твердовский перед нами превращается в одного из авторов-штурманов своего поколения. Но именно «Панические атаки» суммировали в себе многие (если не все) любимые Ивану приемы, настроения и визуальные фетиши. По хорошему, в 2023 году именно этот фильм должен был собирать призы международных фестивалей, но обстоятельства сложились иначе. Так звучат наши панические атаки.

Фото: кадр из фильма «Супер Майк: Последний танец», The Sydney Morning Herald
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками