«Война бесконечности» — это не сольный фильм про однорукого бандита Баки Барнса, а уже третий по счету фильм с приставкой «Мстители». Причем «Войну» можно назвать «Мстителями» в квадрате — обычно кроссовер киновселенной Marvel резюмирует итоги каждой фазы ее развития, а фильм братьев Руссо сводит вместе вообще все сюжетные линии, протянутые во всех предыдущих фильмах. Наконец стало ясно, как солнце на Титане, зачем нужны камни бесконечности, кочующие из фильма в фильм, и что с ними собирается сделать Танос — главный антагонист фильма, который раньше являлся только в сценах после титров (и, возможно, во снах фанатов).
«Война бесконечности» — это последняя, по сути, остановка перед «Финалом», который вышел год спустя. Обе картины образуют своеобразную дилогию в длинной череде фильмов-эпизодов, образующих фазы-сезоны. Таким образом, capo di tutti capi («босс боссов». — Прим. SRSLY) студии Marvel Кевин Файги имитирует опыт чтения комиксов, разбитых на выпуски, и позволяет персонажам эволюционировать: Тони Старк со времен первого «Железного Человека» изменился до неузнаваемости, превратившись из нарциссического плейбоя в нарциссического семьянина, Капитан Америка и вовсе отказался от своего титула и отрастил густую бороду, а об одноглазом Торе, лишившемся семьи, но получившем взамен чувство юмора, и говорить не стоит. Подобные перемены в характерах героев кинокомиксов — вещь по-настоящему фантастическая.
Однако главным героем «Войны бесконечности» стали не славные защитники Земли и даже не Звездный Лорд или кто-нибудь еще из «Стражей Галактики», а злодей Танос, прежде остававшийся в тени, но скрытно влиявший на многие события киновселенной через своих марионеток — Локи и читаури в первых «Мстителях» и Ронана Обвинителя в первых «Стражах». Вообще, отдельной удачей Marvel можно смело назвать именно злодеев, отличных своей неоднозначностью и, как ни странно, обаянием. Двуликий Локи невольно вызывал симпатию, и даже Альтрон, искусственный интеллект, обладал индивидуальностью, пусть и ограниченной лишь двумя часами хронометража. Но все же точкой отсчета в предыдущих фильмах всегда были именно герои.
«Война бесконечности» буквально с первых кадров демонстрирует нам мир Таноса. Точнее, его извращенно-рациональный взгляд на мир, согласно которому смерть, которую он «дарует», — это благостное избавление от тревог, а сам он мессия и пророк, который должен спасти жизнь от самопожирания, уничтожив половину населения вселенной, чтобы оставшаяся процветала. Довольно символично, что корабли посланников Таноса напоминают по форме уробороса — змея, пожирающего самого себя. Впрочем, цельность его образу придают не символизм и идеалы, а трагедия, которую он переживает, когда ради цели жертвует самым дорогим, что у него есть (на заметку Степному Волку и Дарксайду).
Сценаристы Кристофер Маркус и Стивен МакФили проделали фантастическую работу, не только умело соединив несколько сюжетных линий в одну, но и сумев произвести химию между персонажами, никогда ранее не встречавшимися друг с другом. Более того, им удалось создать некоторое напряжение, что для супергеройских фильмов, в которых добро всегда побеждает, действительно сложно. Первые две трети фильма по-марвеловски заурядны и соответствуют заветной формуле — драматический момент, шутка, экшен, шутка, драматический момент, экшен (повторить), а вот финал «Войны бесконечности» после первого просмотра действительно заставляет удивиться и недоуменно воскликнуть: «Как же так? Я платил за другое!» Впрочем, это ненадолго, ведь скоро приходит понимание того, что выйти за пределы «марвеловской» бизнес-парадигмы не сможет ни один сценарист — как бы ни бы грозен Танос, ему не победить законы рынка, значит, усталый материал вроде Тони Старка и Стива Роджерса действительно в зоне риска, а новички, только появившиеся в киновселенной, будут живее дедушки Ленина. И снова маркетинг побеждает драматургию.
В арке киновселенной Мстителей вышли первый, второй и четвертый фильмы.
Тому Холланду, исполнившему роль Человека-Паука, не показывали сценарий всего фильма, посылая только сцены с его участием. Так Marvel хотели предотвратить утечку информации после того, как Холланд разболтал подробности фильма «Человек-Паук: Вдали от дома».
Голос сэра Кеннета Брана, режиссера первого «Тора», можно услышать в самом начале фильма, когда асгардцы передают сигнал бедствия.
Том Холланд признался, что, хотя он и большой поклонник Криса Пратта и ему нравится работать с ним, их совместные сцены давались ему сложно. Все из-за того, что Пратт постоянно шутил на площадке и Холланду было трудно сохранять невозмутимый вид.
Как ваше эго помещается в броню?
Я есть Грут!
Куда повысовывались? Космолетов, что ли, не видели?