О том, почему роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» — это плохая литература, написаны целые книги, о том, почему «Капитан Марвел» — это если не плохое, то очень посредственное кино, только несколько статей. А между тем причина того, что оба они не слишком убедительны как художественные произведения, как видится, общая — подмена мысли и психологизма идеологией, диалогов — лозунгами, а персонажей — пустыми человеческими оболочками, декламирующими политические речевки. У Рэнд — либертарианские, у Анны Боден и Райана Флека, режиссеров и сценаристов фильма, профеминистские.
И дело не в идеологиях самих по себе. Marvel подхватили новую волну, в которой купаются американская левацки настроенная творческая элита и медиа, и собрали неплохой улов, как финансовый, так и репутационный. Поднимать проблемы равноправия женщин в развитых и особенно в развивающихся странах действительно важно, а появление на экранах сильных женщин в качестве ролевых моделей вполне объяснимо, но в случае с «Капитаном Марвел» добрые помыслы привели если не в кинематографический ад, то уж точно в Чистилище (ведь есть еще надежда на более стройное продолжение).
Впрочем, начнем по порядку. «Капитанша» начинается не самым обычным для кинокомикса образом, особенно если учесть, что персонаж впервые вводится в киновселенную. Главная героиня — женщина внеземной нации кри по имени Верс, не помнит ничего о своем прошлом, кроме смутных обрывков, являющихся ей во сне. В них она видит крушение самолета и нападение злобного комично-зеленого скрулла. Для контекста: кри и скруллы — две инопланетные расы, ведущие между собой бесконечную войну. При этом Верс выглядит не как кри, а как обычный человек и к тому же владеет суперсилой, что другим ее сородичам несвойственно. Во время одного из заданий (Верс служит в крийском спецназе) ее похищают скруллы, и в итоге она оказывается на Земле.
В качестве антагонистов то скруллы, которые потом окажутся милашками и жертвами жестоких кри, потом сами кри в лице Йон-Рогга — наставника Верс, внушавшего ей, что необходимо контролировать эмоции. Есть еще отвлекающая внимание охота кри за тессерактом — одним из главных реликтов киновселенной, подарившим Верс ее силы, — но она служит скорее для связи «Капитанши» с другими фильмами Marvel. Главную сюжетную арку образуют попытки Верс, которую, как выяснится, на самом деле зовут Кэрол Дэнверс, узнать о своем прошлом и понять, кто она.
Верс, которую мы видим в начале, и Кэрол, которая раздает тумаки всем подряд, отличаются только тем, что последняя осознала свою силу и теперь способна летать и уничтожать в одиночку космические корабли. Серия флешбэков о прошлом Кэрол открывает нам две вещи. Во-первых, Кэрол очень храбрая и сильная духом. Во-вторых, всю жизнь она боролась с предрассудками, вскормленными патриархальной спесью. И все. А нет, еще, кажется, она любила петь в караоке. В финале Кэрол предстает такой же обнуленной личностью, как и в начале, только теперь верящей в своей силы.
Проблема поверхностной репрезентации личности свойственна и другому герою и одновременно жертве тенденциозности. Речь, конечно, о Черной пантере — истории становления вакандского принца Т’Чаллы. Хотя в ней личность главного героя подана тоньше за счет переплетения семейной драмы и необходимости сделать выбор (скорее цивилизационный, чем личный, но все же).
В «Капитане Марвел», как и в «Тор: Рагнарек» и «Черной пантере», проявилась и другая тенденция последних фильмов Marvel — привлечение к работе над ними режиссеров, известных главным образом по инди-кино. Анна Боден и Райан Флек выстрелили в 2010 году с фильмом «Это очень забавная история» — трагикомичной истории о подростке, оказавшемся в психиатрической больнице и нашедшем в ней любовь и дружбу, а в 2007 году написали сценарий к меланхоличной истории о школьном учителе — «Полу-Нельсон» с Райаном Гослингом.
Однако, ни характерной теплоты, с которой они рассказывают свои истории, ни фирменного «боден-флековского» подавленного юмора (который, правда, все же прорывается время от времени в «Капитане Марвел», но тут же гасится нелепо-крутыми гримасами Бри Ларсон, решившей, как кажется, не показывать слабости своей героини, даже когда та смеется) в фильме нет. Вообще самые запоминающиеся моменты фильма связаны, как ни странно, с второстепенными персонажами — забавным скруллом Телосом в исполнении Бена Мендельсона и неожиданно двуглазым молодым Ником Фьюри.
В итоге вместо вдохновляющего фильма о силе воли и характера, который мог бы стать гимном феминизма, у Бодена и Флек вышла заупокойная песнь, оплакивающая смерть героя как личности и пропагандирующая плакатные истины. Requiescat in pace («покойся с миром». — Прим. SRSLY).
Фильм уже получил продолжение и скоро выйдет вторая часть.
Стэн Ли — создатель большинства супергероев вселенной Marvel — скончался во время монтажа фильма. Чтобы почтить его память, Marvel Studios заменили привычную открывающую фильм заставку на нарезку сцен с его участием.
У Бри Ларсон аллергия на кошек, поэтому сцены с участием Гуся (по сюжету это клеркен — инопланетное существо, выглядящее как обычная кошка) были сняты с помощью кукол или визуальных эффектов. Кстати, Гуся играют четыре разных, но в равной степени профессиональных актера — кошки по имени Реджи, Гонзо, Арчи и Риццо.
Я сражалась с одной рукой, привязанной к спине. Что будет теперь, когда я наконец свободна?
Мне нечего доказывать тебе.
Назови меня «юной леди» еще раз, и я помещу свою ногу в место, в котором ей не следует быть!