Точка невозврата
После того, как Мистерио (Джейк Джилленхол) раскрыл личность Питера Паркера (Том Холланд) как Человека-паука, жизнь супергероя перевернулась. Благо, обвинений в убийстве Квентина Бека (он же Мистерио) Питеру удается избежать. Однако для одной части общества он становится героем, а для другой — корнем зла. Но и это еще не все. Мэй Паркер (Мариса Томей) вынужденно меняет жилье из-за пристального внимания журналистов, а Питеру отказывают в поступлении в колледж — вместе с ним пролетают с обучением Эм-Джей (Зендая) и Нед (Джейкоб Баталон), так как их обвиняют в «пособничестве».
Чтобы исправить ситуацию, Паркер обращается за помощью к Стивену Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч). Маг соглашается помочь старому другу и применяет заклинание, благодаря которому все бы просто забыли про секрет Питера Паркера. Как вы уже догадались, на этом моменте все пойдет не по плану. В то время как Стрэндж начинает колдовать, Питер просит, чтобы Эм-Джей, тете Мэй и Неду не стирало память. В итоге из-за множества корректив заклинания разламывается мультивселенная, откуда вырываются (сюрприз) Доктор Осьминог (Альфред Молина из «Человека-паука» 2004 года), Зеленый гоблин (Уиллем Дефо из «Человека-паука» 2002 года), Ящер (Рис Иванс из «Нового Человека-паука»), Электро (Джейми Фокс из «Нового Человека-паука: Высокого напряжения»), Песочный человек (Томас Хейден Черч из «Человека-паука: Врага в отражении»). Теперь Питеру предстоит куда более серьезная задача — найти всех суперзлодеев и вернуть каждого в свою вселенную.
На момент борьбы с Мистерио для Питера наступил сложный период самоидентификации, который отягощали попытки осознания и принятия смерти Старка (Роберт Дауни младший). Так история взросления героя, зачатки которой мы видели в «Возвращении домой», получила свое развитие во второй части и расцвела в заключительном фильме из трилогии о Пауке. Если «Вдали от дома» вырвал Паркера из жизни простого школьника и внедрил в мир, полный глобальных проблем, заложив фундамент для формирования новой команды супергероев, то «Нет пути домой» завершает становление личности героя, который был вынужден взглянуть на ранее неизвестные стороны своей личности в радикально провокационных ситуациях.
Процесс взросления персонажа протекает на протяжении всей картины и подходит к логическому завершению в финальных кадрах. Первую четверть фильма Питер переживает разоблачение, которое усугубляется молниеносным распространением информации в социальных сетях, а также тем, что из-за него пострадали близкие. Фактически не попытавшись разгрести проблемы самостоятельно, Паркер идет по легкому пути и прибегает к магии — впрочем, и ею в силу юношеской инфантильности он пользуется неумело. Дальше герой традиционно разбирается с последствиями, наступает на те же грабли, переживает потери и осознает, что есть вещи, которые не исправить колдовством и сверхтехнологиями, а за любое решение нужно уметь отвечать (культовая фраза дяди Бена из цикла с Тоби Магуайром в этой картине была произнесена устами тети Мэй).
Делает глубже историю грамотное переплетение с другими вселенными — нужно сказать спасибо сценаристам Крису МакКенну и Эрику Соммерсу, работавшим над двумя предыдущими частями франшизы. Линия борьбы Питера с антагонистами выходит далеко за пределы схемы «пришел-увидел-победил» и переосмысляется, приобретая намного больше смешанных оттенков в черно-белой палитре. Да, в супергеройских картинах всегда в той или иной мере присутствовал пласт, посвященный рефлексии на тему схожести и отличий супергероев и суперзлодеев. Однако авторы третьего «Человека-паука» сделали эту идею объемной и довели до логического завершения, акцентировав внимание на прощении, исцелении и отпущении грехов, чем, что немаловажно, проникается и зритель.
Зрелость картины выражается еще и в том, что она пронизана темами искупления и преодоления старых травм, которые переполняют Паркера как в исполнении Тома Холланда, так и Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда в старых фильмах. В этом плане создатели крайне наглядно демонстрируют, что никогда не поздно попытаться отпустить прошлое и простить самого себя. Тут, к слову, жирным пунктиром прослеживается отсылка к нашумевшему мультфильму «Человек-паук: Через вселенные», где повзрослевший Питер Паркер проходил через внутренний кризис.
Marvel, как и полагается вселенной, порадует зрителя также изощренными визуальными эффектами. Если «Вдали от дома» представил нам впечатляющие иллюзии Мистерио, похожие на 7D-аттракцион, то «Нет пути домой» позволит насладиться чарующей магией Доктора Стрэнджа — если вы хотите посмотреть, как Человек-паук сражается с колдуном в зеркальном измерении при помощи геометрических знаний, то вам точно заказан билет в кинотеатр.
Однако важно отметить, что визуальную составляющую и обилие гэгов (некоторые приторны, но большинство все же вызывает искреннюю улыбку) в новом фильме Джона Уоттса перевешивает крепкая история внутренней трансформации героев, отсылающая к третьему «Железному человеку», где Железный человек тоже был на грани от того, чтобы потерять все и всех. Впрочем, наверное, не зря очки Старка, не обделенного чутьем на нераскрытые таланты, стали наследием, доставшимся именно Питеру Паркеру еще в предыдущей части.