Лоскутная драма о королеве соула
Три года спустя после выхода второго сезон «Гения» National Geographic возвращаются в лоно сериальной индустрии и выпускают третий сезон проекта. В предыдущих сериях зрители увидели истории Эйнштейна и Пикассо, в новой части возникнет образ Ареты Франклин, которую сыграла Синтия Эриво, известная скорее американскому, нежели мировому зрителю, причем по своим ролям на Бродвее. Что примечательно, теперь создатели обратились к фигуре темнокожей певицы, тем самым подстраиваясь под актуальную повестку (те же прогремевшие в 2020 году по всей Америке акции Black Lives Metter) и привнося в свой проект свежие идеи.
Над новым сезоном работала Сюзан-Лори Паркс, обладательница Пулитцеровской премии за пьесу «Топдог/Андердог». У шоураннера получилась информативная, хоть в некоторых местах поверхностная и отрывочная, драма о жизни «королевы соула», которая и спустя десятилетия остается истинной властительницей душ любителей музыки.
Создатели остаются верны себе и ведут довольно хаотичное повествование, как это было в первых двух сезонах проекта. Разные периоды жизни Ареты Франклин смешиваются для того, чтобы полнее раскрыть ее характер и показать взаимосвязь событий. На самом деле, такая задумка на сей раз удалась не очень. Обрывочность мешает в полной мере воспринять драматичные моменты (например, детство певицы показано достаточно скомкано, хотя трагизма в нем было предостаточно, чего стоит один тот факт, что уже в пятнадцать лет у нее было двое детей от разных отцов), и складывается впечатление, что вся жизнь Ареты состоит из таких недосказанных эпизодов-лоскутков. И фразы, которые произносят герои, из-за этого тоже лишаются должного драматизма, звуча скорее в виде декларационных лозунгов, нежели чем в виде грамотно выстроенного внутрисюжетного конфликта, который толкает повествование и помогает показать истинные мотивы героев.
Но в этой лоскутности есть и свои плюсы. Она хорошо иллюстрирует, как триумф и трагедия идут рука об руку рядом с Аретой Франклин всю жизнь. Лейблы и продюсеры приходят и уходят, алкоголь из увлечения становится проблемой, отношения лопаются и угасают, а члены семьи постоянно ссорятся. Карьера и личная жизнь певицы напоминает качели: то вверх к славе и счастью, то вниз к отказам, одиночеству и тоске. Общество, которое в то время все еще странно относились к успехам темнокожих исполнителей, мужья, стремящиеся поставить на место Арету, — все они не давали поблажек ни на минуту. Но Франклин никогда не поступалась своей свободой и не позволяла никому указывать, что ей делать.
В сериале хорошо освещен главный источник проблем Ареты — ее отец, преподобный К. Л. Франклин (Кортни Б. Вэнс). Его одиозная личность не могла остаться незамеченной хотя бы из-за его скандальной популярности — будучи женатым на матери Ареты Барбаре, он стал отцом дочери, которую родила его двенадцатилетняя прихожанка. Но в сериале подчеркнули не этот факт и даже не активную гражданскую позицию К. Л. Франклина, которая каким-то образом отлично сочеталась с бесконечной чередой ночных тусовок. Самыми яркими красками написана его обидчивость и ревность к нарастающей славе дочери, которую он всеми силами старается эксплуатировать.
Отдельно стоит сказать про Синтию Эриво, которая исполнила в сериале главную роль. Она действительно хорошая певица, о чем говорят многочисленные бродвейские мюзиклы, в которых она задействована. Но все же она совсем не Арета. Безусловно, едва ли стоить ждать перевоплощения точь-в-точь. Впрочем, сериал претендует на биографичность, но вышло нечто вроде теней в платоновской пещере — в глубину истинного смысла создатели так и не попытались проникнуть. Впрочем, и мы на звание философов не претендуем, поэтому отметим, что немузыкальные моменты Синтия отыграла с максимальной отдачей и аккуратным вживанием в роль.
Сами номера заслуживают внимания — благодаря хронометражу песни удалось включить целиком. И это дает полное представление о величии наследия Ареты Франклин и возможность понять, почему артистка неколебимо занимает свое высокое почетное место среди по-настоящему мировых музыкантов. Самой Франклин сериал наверняка бы понравился — она всю жизнь мечтала, чтобы кто-нибудь снял о ней фильм. И с этой точки зрения он вышел достаточно точным и уважительным по отношению к великой леди соул.
- Какую музыку вы действительно хотите сочинить, мисс Франклин?
- Я хочу делать хиты, мистер Векслер.