Частично основанные на реальных событиях сериалы про маньяков выходят на российских стриминговых сервисах с завидной регулярностью — достаточно вспомнить «Хорошего человека» с Никитой Ефремовым, «Чикатило» с Дмитрием Нагиевым или «Фишера» с Иваном Янковским. А уж сюжеты про вымышленных, но от этого не менее жестоких серийных убийц, и вовсе столь многочисленны, что перечислять их не имеет смысла — можно со счета сбиться. При этом зрители, кажется не устают от подобных историй, и зачастую они захватывают внимание не только любителей жанра true crime и ценителей криминальной хроники, но и значительно более широкую аудиторию. И дело тут не столько в притягательности маньяков как таковых, сколько в попытке практически каждого режиссера и сценариста рассказать о преступлении и наказании новым, доселе невиданным образом. Интересную вариацию на заезженную тему представила публике Оксана Карас в сериале «Мерзлая земля».
Мы очень рады партнерству со стриминговым сервисом Topic — платформой, которую мы знаем и уважаем за готовность к принятию независимого иностранного контента. «Мерзлая земля» — русский сериал в каждой детали: действие разворачивается в отдаленной части страны, все наши герои и их речь тоже исключительно русские. Решение американской платформы вложиться в производство нашего сериала свидетельствует о том, что история жестокости и насилия, о которой мы рассказываем, к сожалению, касается, не только России, но и США, а также, вполне вероятно, всего мира.
Сюжет об абаканском таксисте-маньяке Дмитрии Лебеде основан на тематическом очерке «Дорога в Аскиз» журналистки Таисии Бекбулатовой. В 2019 году его признали виновным в ряде убийств и изнасилований. И, что немаловажно, отличительная черта восьмисерийного триллера — несистемное повествование. «Мы увидим эту историю не глазами следователей, не жертв и даже не самого убийцы, а глазами женщины, любящей преступника и не допускающей мысли о его виновности. Именно такое решение позволит нам погрузиться в психологические нюансы отношений созависимости и самообмана. Несмотря на то, что наша героиня не становится жертвой преступления, она все равно жертва, чью глубокую потребность в любви, счастье и нормальной жизни эксплуатирует маньяк. Субъектом движения выступает женщина, любящая преступника и убийцу, но не допускающая мыслей о его виновности», — объясняет Александр Роднянский** .
«Мерзлая земля» сосредоточится на несправедливой системе уголовного правосудия, халатности и бездействии в стране, где годами женщины Абакана были вынуждены молча страдать, в то время как местная полиция отказывалась от расследования дела об изнасиловании и жестоком обращении. Говоря о главной героине этой истории: она станет жертвой не фактических преступлений, но абьюзивных.
Наша цель — пролить свет на факторы, которые послужили причинами трагедии, при этом отмечая, что добро может восторжествовать, а верность истине оправдаться.
«Мерзлая земля» — должна была стать первым сериалом, спродюсированный совместными усилиями российской компании и американского стриминга. Ее созданием должна была заниматься кинокомпания «Нон-Стоп Продакшн», возглавляемая продюсерами Александром Роднянским** и Сергеем Мелькумовым («Левиафан», «Нелюбовь», «Дылда») совместно со стриминговым сервисом Topic — флагманом компании First Look Media, созданной для крайне пытливой и вовлеченной аудитории, ищущей интеллектуальный и провокационный энтертейнмент.
«Мерзлая земля» на 90% держится на таланте и харизме Светланы Ходченковой, сыгравшей главную роль. Терзания и метания ее героини, пытающейся сделать счастливой свою семью, разобраться с бывшим мужем и просто выжить в застуженном северном приморском городе, захватывают намного больше, чем детективная линия.