Провозглашенному вундеркиндом в двадцать лет канадскому режиссеру Ксавье Долану уже за тридцать. А известное высказывание о том, что с возрастом приходит опыт, все еще, кажется, написано не под него. Со времени появления дебютной автобиографической картины Долана «Я убил свою маму» много воды утекло. Однако эта лента послужила зачином к будущему успеху юного гения. Тогда картина участвовала в каннской программе «Двухнедельник режиссеров», забрав три награды. Чуть позже франко-канадский режиссер с тем же фильмом впервые выдвигается на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», не выбираясь за рамки шорт-листа. С тех пор Долан не только завсегдатай разнообразных фестивалей, но и любитель премий. При всем при этом не нужно думать, что он снимает или способен снимать свое кино только ради наград и признания.
Фильмы Долана не просто смотрят: ими упиваются, их слушают, их пропускают через себя. Одним словом — ощущают. В первую очередь невозможно быть равнодушным к диалогам, в которых по неизменной схеме истерических дуэтов герои норовят отстаивать свое положение. А если персонажи не могут себе этого позволить, то Долан меняет планы на максимально крупные, чуть ли не детальные, и краски искренности выплескиваются прямо на экран (моментально вспоминается «Это всего лишь конец света» с плеядой знаменитых артистов от Гаспара Ульеля до Марион Котийяр). Последние работы канадского автора критики посчитали сплошным разочарованием, а верить ему, как говорят, больше не хочется. Пиком непонимания стала «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», в которой приняли участие лучшие из лучших актеров Голливуда: Кит Харингтон, Натали Портман, Сьюзан Сарандон, многообещающая юная звезда Джейкоб Трамбле, Кэти Бэйтс, Джессика Честейн (которую вырезали при окончательном монтаже). Но синтез навязчивости и бескрайней сентиментальности не может удерживать восприятие.
Безусловно, в своих фильмах Долан фокусирует внимание на одном и том же предмете, пытаясь в действительности по-разному испытывать своих персонажей на прочность, а зрителю надавливать на вкусовые рецепторы. Лейтмотив, проносящийся сквозь все кинофрески, очевиден. В «Воображаемой любви» это признание в том, что в любовном треугольнике любви-то на самом деле нет. В фильме «И все же Лоранс» Долан вылавливает проблемы гендерной вариативности и выливает их прямо на зрительские головы. «Мамочка» — ключевая для режиссера и всепоглощающая история признания матери в том, что она не может жить с сыном в бесконфликтном мире. И так далее.
Весьма очевидно, что Долан следующей работой выбирает не создание полнометражного фильма, но сверх того. В конце концов, многие приходят в стриминговые сервисы — где свободнее и где больше аудитория. Предстоящий психотриллер протяженностью в пять серий, будет основан на театральной пьесе «Ночь, когда Логан проснулся» (The Night Logan Woke Up), написанной выдающимся драматургом Мишелем Марком Бушаром. Кстати, по его другой пьесе, «Том на ферме», режиссер уже снимал одноименный фильм.
Все вышеперечисленное сходу дает понять преданность Долана характерному сюжетному построению. Фабула «Ночи, когда Логан проснулся» вращается вокруг трех подростков — друзей из бейсбольной команды Жюля и Логана, а также сестры Жюля Мими, мечтающей о театральной карьере. Но дружба распадается в тот момент, когда Логан насилует Мими. Спустя тридцать лет герои встречаются вновь, что знаменует возвращение к старым секретам, неостановимо вырывающимся наружу.
Долан в очередной раз не изменяет принципам написания сценария, режиссуре и продюсировании собственных фильмов. К касту мини-сериала присоединятся актеры, сыгравшие в театральной постановке Бушара: Жюли ЛеБретон, Магали Лепин Блондо (игравшая в большинстве долановских картин), Эрик Бруно, Патрик Ивон, Джулианна Коте, а также сам Долан.
«Ночь, когда Логан проснулся» — первый сериал Ксавье Долана.