Еще несколько хороших парней
Август 1968-го. Мартин Лютер Кинг уже убит, Роберт Кеннеди тоже. Вьетнамская война в разгаре, и новых призывников выбирают с помощью лотереи по телевизору. На носу очередные президентские выборы: в Чикаго проходит съезд Демократической партии, а в парке неподалеку — антивоенная акция протеста. Изначально мирная демонстрация закончится жесткими столкновениями с полицией, демократы на выборах проиграют, президентом станет Ричард Никсон, а восьмерых участников протестов обвинят в заговоре с целью организации бунта. Количество обвиняемых потом уменьшится до семи, и судебный процесс над «чикагской семеркой» войдет в историю.
Компания на скамье подсудимых собралась разношерстная: лидеры партии йиппи Эбби Хоффман (Саша Барон Коэн) и Джерри Рубин (Джереми Стронг), члены организации «Студенты за демократическое общество» Том Хейден (Эдди Редмэйн) и Ренни Дэвис (Алекс Шарп), антивоенный активист Дэвид Деллинджер (Джон Кэрролл Линч), один из основателей «Черных пантер» Бобби Сил (Яхья Абдул-Матин II) и двое участников протестов, которых, видимо, добавили для красивой цифры, — Джон Фройнс (Дэн Флаэрти) и Ли Вайнер (Ной Роббинс). Вероятно, дочитав предыдущее предложение, вы не запомнили ни одного имени и ни одной характеристики. Такое же ощущение ждет, когда вы начнете смотреть фильм: количество персонажей зашкаливает, факты, цифры и названия льются рекой, и все постоянно говорят. Хотя как минимум последний пункт не должен удивлять, если вы видели фильмы, снятые по сценариям Аарона Соркина. А проблема с количеством информации решается легко — даже не запоминая бесконечных деталей сюжета, вы без труда в нем сориентируетесь, определите, кто здесь хороший, кто плохой, кто злой, и не сможете оторваться от увлекательного и динамичного действия.
Жанр судебной драмы, в котором все построено на диалогах, и Соркин, которого без этих самых диалогов невозможно представить, конечно, созданы друг для друга. Выступления прокуроров, адвокатов, обвиняемых, свидетелей — есть где разгуляться. «Несколько хороших парней» — тому доказательство. А тут еще и сам процесс над «чикагской семеркой», больше похожий на балаган, оказывается чуть ли не готовым сценарием фильма. Представьте заседание, на котором в ответ на вопрос судьи о годе рождения подсудимый заявляет: «Психологически 1960-й». Добавьте к этому явную назидательность процесса из серии «вы хотите протестовать — посмотрите, что с вами будет». И не забудьте о показной жестокости: засовывать человеку кляп в рот в зале суда здесь считается вполне нормальным действием.
Но процесс — лишь одна сторона этой истории. Вторая — сами протесты. Выглядят они, надо сказать, пугающе похожими на то, что мы видели в этом году в Америке. Разные точки зрения на методы борьбы и стратегии поведения, манипуляция словами и умами, переход от мирной демонстрации к столкновениям с полицией и выборы президента в качестве вишенки на торте — сюжет картины идет в ногу со временем (в США как раз вовсю разворачивается подготовка к очередным выборам президента). «Суд над чикагской семеркой» — тот случай, когда задержка в производстве (проект обсуждался еще в 2006 году и несколько раз откладывался) оказалась скорее плюсом, чем минусом. Более удачное время для выхода этого фильма сложно себе представить.
Герои «Суда» были идеалистами, хотели остановить войну во Вьетнаме и верили в то, что смогут если не изменить систему, то хотя бы на что-то повлиять. Что ж, с войной во Вьетнаме вроде разобрались.