Меланхоличная красавица Хлоя приходит к врачу с жалобой на невыносимые боли в животе. Специалист уверяет девушку, что с ней все нормально, а причина дискомфорта — самовнушение. Хлоя обращается к психоаналитику Полю, но терапия приводит к неожиданным последствиям: между ними вспыхивают чувства и завязывается роман.
Дальше начинается самое странное и зловещее. Однажды героиня видит своего благоверного из окна автобуса — тот беседовал с какой-то женщиной. Уже дома Хлоя устраивает Полю допрос, однако мужчина отрицает, что это был он. Девушка начинает подозревать, что ее любимый — совсем не тот, кем кажется. Хлоя пытается докопаться до правды и выясняет, что у Поля есть близнец. Человек резкий, жесткий и циничный — полная противоположность своему деликатному брату. Встреча с «темным» двойником перевернет всю жизнь Хлои, ведь от страсти к нему она начнет терять разум.
Сюжет картины основан на книге «Жизнь близнецов» американской писательницу Джойс Кэрол Оутс. Но режиссер не стал всецело опираться на оригинал, а позволил себя вволю разгуляться.
Франсуа Озон всегда славился своими эпатажными работами. В своих фильмах он исследовал и продолжает исследовать людские пороки, психологию и сексуальность. Но главный конек режиссера — тема двойственности человеческой натуры, и в «Двойном любовнике» Озон оторвался по полной программе.
Марина Вакт, сыгравшая главную роль, ранее уже появлялась у режиссера в картине «Молода и прекрасна». В «Двуличном любовнике» актриса показала сдержанную игру, воплотив образ внешне холодной дамы с бушующими внутри страстями. Вообще Озон беспощаден к героине уже с первой сцены после вступительных титров. Зрителю подробно показывают процедуру вагиноскопии в кабинете гинеколога. К слову, Вакт не участвовала в съемках этой сцены — ее заменила раскованная дублерша.
В картине очевидны отсылки к «Ребенку Розмари», где зритель не понимает, что правда, а что плод больной фантазии героини. Кроме того, Озон вдохновлялся работами Альфреда Хичкока и позаимствовал его приемы: постепенное накаливание атмосферы, визуальный ряд (винтовая лестница из «Головокружения»), причудливость и болезненность происходящего.
Также трудно не заметить влияние короля боди-хоррора Дэвида Кроненберга, известного своей страстью к расчлененке. Чем ближе развязка, тем сильнее акценты на телесности, причем в весьма странных и извращенных проявлениях.
Эротизма, как и специфического трэша, здесь тоже хватает сполна. Ведь что за французский фильм без «клубнички»? Но секс в картине выполняет важную функцию: герои обнажают друг перед другом не только свои тела, но и души с их внутренними демонами.
Особое место в видеоряде занимают зеркала как символ человеческой двойственности. Тема темного и светлого начал будоражила умы писателей-романистов 19 века, а сегодня ее исследуют в своих работах кинорежиссеры. Яркий тому пример — «Твин Пикс» Дэвида Линча, где герои буквально расщепляются на хороших и плохих двойников.
Тема «черного» и «белого» проходит через всю картину Озона не только сюжетно, но и визуально. Мы видим цветовые контрасты, разделенный зеркалами экран, двойные детали в интерьере и, конечно, две кошки, играющие важную роль.
Получилось интригующая картина, смешавшая в себе несколько жанров — от мелодрамы до телесного хоррора. Режиссер дразнит и провоцирует зрителя, играет с его подсознанием и не дает объяснений происходящему. «Двуличный любовник» взывает не к рассуждениям о противоречивой натуре человека, а, скорее, к первобытным эмоциям. После употребления этой многожанровой солянки от Озона остается необычное послевкусие. Однако из-за скомканного финала и лишних сюжетных линий чувства насыщения нет.
— Ты монстр!
— Увы, Хлоя, монстров не бывает. Есть только люди.