60-е годы XX века. После закрытия нью-йоркского ночного клуба на ремонт вышибала Фрэнк Валлелонга (Вигго Мортенсен) по прозвищу Тони Болтун ищет подработку на несколько месяцев. В это время талантливый, известный и богатый пианист-виртуоз Дон Ширли (Махершала Али) ищет водителя, охранника и человека, который сможет решать проблемы. Дон собирается в турне по южным штатам, где до сих пор силен расизм и царит сегрегация, поэтому сопровождение ему точно не помешает.
Между Ширли и Валлелогой мало общего, к тому же Фрэнк сам своего рода расист, но деньги нужнее. Он нехотя соглашается на работу и даже ставит своему работодателю несколько условий. Эта поездка станет началом большой дружбы на всю жизни, смены убеждений и взглядов.
В основу сюжета легла реальная история путешествия по югу США известного джазового пианиста Дона Ширли и обычного водителя Тони Валлелонги, между которыми постепенно возникли дружеские чувства. Экранизировать биографическое роуд-муви пришло в голову режиссеру Питеру Фаррелли («Тупой и еще тупее», «Все без ума от Мэри», «Я, снова я и Ирэн»). За сценарий отвечали Питер Фаррелли, Ник Валлелонга («Смертельное падение», «Гениальная маска», «Королевство слепых») и Брайан Хэйес Карри («Два билета в рай», «За пивом!»).
Благодаря творческому тандему картина «Зеленая книга» стала одним из главных участников оскаровской гонки 2019 года, заслуженно получив три статуэтки в категориях «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана». Свое название фильм получил не просто так. «Зеленая книга» — это ежегодный справочник для негров-автомобилистов (издавался в 1936-1966 гг.), который содержал информацию о безопасном ночлеге и заправочных станциях для темнокожих путешественников. Он спас ни одну жизнь...
Роль грубоватого итальянца-вышибалы Фрэнка Валлелонги сыграл Вигго Мортенсен («Капитан Алатристе», «Дорога», «Капитан Фантастик»). Он играет отца и кормильца большого семейства. Фрэнк прекрасно справлялся со своими обязанностями вышибалы, но клуб закрыли. Чтобы не остаться без средств к существованию, мужчина соглашается на довольно «грязную» для него работенку. Фрэнк презирает темнокожих и не упускает момента продемонстрировать это отношение своему новому боссу.
Талантливого пианиста Дона Ширли сыграл Махершала Али («Невиновный», «Настоящий детектив», «Алита: Боевой ангел»). Его герой — блестящий исполнитель классической музыки и человек с безупречными манерами аристократа. Дон даже виду не подает, что Фрэнк относится к нему как-то предосудительно, правда, периодически сам относится к своему водителю, как к человеку второго сорта. Одним словом, герои стоят друг друга. Видимо, они похожи гораздо больше, чем думают сами.
По мере развития сюжета неприятности будут подстерегать героев. Пока Дон выступает на сцене, его уважают, ему аплодируют и просят на бис, стоит сойти с нее — постоянные нападки, унижения и издевательства. Большую часть сюжета Дон и Фрэнк проведут в машине, где постепенно будут узнавать друг друга и обсуждать самые разные темы.
«Зеленая книга» — не просто фильм, это история о том, как важно понимать и уважать друг друга. Даже у совершенно разных людей найдется что-то общее — стоит поговорить и копнуть глубже. Несмотря на пренебрежительное и надменное поведение окружающих, герои не сворачивают со своего пути и идут до конца.
Картина актуальна не только для 60-х годов прошлого века. Тема расизма до сих пор стоит довольно остро. Некоторым людям зачастую интересен только цвет кожи (количество денег на банковском счете, связи, родственники — нужное подчеркнуть), по которым они и судят вас, как человека.