Аличе (Елена Радоничич) и Томмазо (Гуидо Каприно) вместе уже 15 лет. Они творческие люди, живут свободой и не собираются связывать себя узами брака. Все друзья и родственники ждут их свадьбы, но неожиданно пара решает расстаться. Причем, хотят сделать это красиво, без сцен и грязи. Для этого даже был организован ужин с друзьями, где Аличе и Томмазо объявляют о своем решении. Но расставание будет поэтапным, спокойным, по-взрослому, без сцен и упреков. Никто не верит, что такое реально осуществить, но Аличе и Томмазо решают доказать обратное. В конечном счете, все оказывается не так просто, как на словах. Но обратного пути уже нет. Или все-таки есть?
Фильм «Любовь: инструкция по расставанию» впервые показали на Венецианском кинофестивале в секции Notti Veneziane. В центре сюжета мелодрамы лежит реальная история. Режиссер и сценарист Стефано Сардо был в прошлом фронтменом музыкальной группы Mambassa. Вторая сценаристка фильма, Валентина Джая, была его партнершей. Они расстались после долгих отношений и даже написали вместе книгу. Книга обрела экранизацию, а их история помогла понять, что не обязательно расставаться, причиняя друг другу много боли. Ведь вы столько времени были вместе, столько всего пережили. Расставание — это вообще не просто, а, если прибавить к этому обиды, злобу и скандалы, может привести к нервному срыву.
Одна вещь в итальянских фильмах, которая всегда разочаровывала меня как зрителя, заключается в том, что я на, самом деле, не идентифицирую себя с персонажами, которых они изображают на экране. Это мои лингвистические тики. Не то чтобы я должен был видеть свое отражение в этих персонажах, конечно, просто они не похожи ни на кого из тех, кого я знаю.
Изображать жизнь, со всеми ее обидами, ее смесью неприятностей, вспышек жестокой иронии, сладости и неловкости, более достоверно, ни утешительно, ни приблизительно, а конкретно — моя цель. И эта конкретность снимает барьеры вокруг зрительского недоверия. И результатом должен быть прилив сочувствия, по крайней мере, для меня это цель.
Главные роли в картине исполнили Гуидо Каприно («Чудо: Слезы Мадонны», «Великолепные Медичи», «Молодой Годар») и Елена Радоничич («В моей комнате», «Красная дверь», «1992»). Томмазо — неисправимый музыкант, который обожает свободу и свое творчество. Аличе — актриса, желающая обрести мировую славу. Кажется, что они идеально подходят друг другу, но они чувствуют иначе. Так бывает нередко и в жизни. Самое главное наблюдение в фильме — отношения Аличе и Томмазо. Они действительно хотят расстаться правильно и красиво, даже составили план на несколько недель.
Но чувства не могут быть по плану, они не подчиняются рациональности и прагматичности. Да и сами партнеры будто бы не спешат расставаться: все-таки 15 лет — долгий срок, уже родные люди. Время идет, они живут, как ни в чем не бывало, а таймер тикает… Каждый раз думаешь: «А может образумится?», «А может быть сойдутся?». Все попытки Аличе и Томмазо в результате превращаются в пособие «Как точно не нужно расставаться». Они занимаются чем угодно, но не подведением итогов. Главный разговор будет откладываться очень долго, чувства никуда не скрыть, пока на обоих не обрушится лавина из них.
Фильм «Любовь: инструкция по расставанию» доносит до зрителя главную мысль: говорить нужно словами через рот, а не ждать, пока кто-то за вас что-то решит, сделает, додумает. Мысли друг друга люди пока читать не научились, разговаривать нужно: так можно избежать множество проблем и разногласий. «Любовь: инструкция по расставанию» — это не только про отношения главных героев, но и в общем про взаимоотношения между людьми.
Героини фильма рассуждают об упущенных годах, увядающей красоте, потребительском отношении мужчин и о том, что после 35 лет женщин сбрасывают со счетов, а мужчина и в 50 лет будто бы альфа-самец в глазах общества. Эйджизм в действии. Герои-мужчины же вовсе уверены в своих силах, расслаблены и даже не хотят заводить серьезные отношения. Им прекрасно в одиночестве, ведь никто не пилит по вечерам, можно пойти попить с друзьями пиво в бар и не нужно батрачить на работе, чтобы обеспечить семью.
Фильм можно посмотреть вместе со своей второй половинкой, в кругу друзей или подруг. Реакция от просмотра у всех будет разная. Каждый сделает свои выводы, кто-то согласится, кто-то нет. Но точно одно: большинство мужчин будет поддакивать экранным героями, которые говорят, что с годами они лишь хорошеют, а женщины — это вещи, которые легко можно заменить, если она состарилась, больше не нужна или приглянулась другая.
— Мы хотели вам кое-что сказать. Мы много об этом думали и, наконец-то, решились.
— Ну, наконец-то!
— Мы решили расстаться...
— Что?!
— Может, мы останемся здесь.
— И будем жить вместе?
— Не долго.
— Не знаю, я больше счастлив или не счастлив.
— Тогда лучше счастлив...