Согласно данным Минпросвещения, в 2021 году в России проживало около 390 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На июль 2023 года в федеральном банке данных детей содержится 36 975 имен — это те, кто прямо сейчас ищет семью.
В центре внимания документального сериала — уже не дети, но еще и не взрослые герои, которые только недавно выпустились из детского дома, так и не обретя новых мам и пап. Ира, Леша, Саша, Нина, Оля и Артем — социальные сироты. У ребят есть родители, но по определенным причинам свое детство им довелось провести в социальных учреждениях. Когда героям исполнилось восемнадцать, государство выдало каждому по квартире, и они отправились в свободное плавание.
Режиссером сериала «Сироты» выступил Алексей Суховей. Постановщик обучался в мастерской основательницы нового документального кино Марины Разбежкиной. В его фильмографии можно встретить такие работы, как «Свадьба Софи», «Акция», «Гости». «Сироты» стали для Суховея первым многосерийным фильмом. В 2022 году сериал получил гран-при на международном кинофестивале документального и экспериментального кино «Послание к человеку».
Режиссер рассказывал, что идею насильственного взросления вынашивал с того самого момента, как решил посвятить себя документалистике. С ребятами из «Сирот» он познакомился случайно. Съемки проекта шли год, и все это время постановщик проводил со своими героями практически 24/7.
Сериал не просто фокусируется на жизни молодых людей после интерната, но исследует последствия их взросления в отрыве от семьи. При этом если Ира, Леша, Саша, Нина, Оля и Артем с детства росли без родителей, то у героини Лены есть мать и отец, но жизнью ребенка они не интересовались.
На примере ребят Суховей показывает, с чем приходится сталкиваться героям, когда приходит время жить самостоятельно. Одной из проблем оказывается неумение вести быт — ведь в детском доме тебе не приходится думать о том, что поесть, как снимать показания счетчиков и оплачивать коммуналку и с помощью какого средства тебе лучше убирать пыль или мыть полы.
Другой — отсутствие чувства ответственности. К примеру, Ира и Леша заводят кошку. Из рассказа Суховея можно узнать, что за год у них жило несколько и собак, и кошек — и все они в итоге оказались на улице. У Саши и Нины дела обстоят серьезнее. Пара пытается растить сына, но как это делать — не знает, поскольку оба пережили в детстве предательство от самых близких людей. Оля и Артем только ждут своего первенца, но привычка, что каждый отвечает сам за себя, и ощущение, что выживать необходимо любыми способами, их никак не покидает.
Герои «Сирот» живут в неопределенности, и эту растерянность на их лицах Суховей фиксирует многочисленными крупными планами. Они мечутся между работами в попытке сводить концы с концами,теряются в собственных желаниях и не понимают, ради чего им ждать дальше. Внутри себя эти мальчишки и девчонки все еще дети, крепко мечтающие о том, что их родители одумаются, и все, наконец, станет хорошо. Именно потому, собираясь вместе, они перечисляют все возможные передачи, в которых их «точно найдут», и вспоминают ромашку желаний из детства, где написано «хочу маму, папу, бабушку, дедушку, лялю и айфон».
Режиссер отмечает, что ему хотелось «закрыть все арки с поиском родителей», поскольку только так, по его мнению, герои могли начать жить по сценарию, который не повторял бы их путь. Однажды Марина Разбежкина сказала: «Камера помогает вылечиться и выйти в другой мир». Может быть это действительно так?