Суть выходившего в 90-е годы комикса о монахинях-воинах заключалась в простой, но жутко привлекательной идее: сексуальные сестры в церковных нарядах хладнокровно истребляют демонов, вооружившись автоматами и, конечно, Словом Божьим. Незамысловатые сюжеты и китчевая комикс-эстетика идеально поддерживали достаточно смелую затею, и именно благодаря этому графический роман Бена Данна смог отложиться в памяти читателей и получить свою дозу народной любви. В 2020 году «Монахинь» подобрал Netflix, чем косвенно подтвердил имидж не самой разборчивой компании в области адаптации супергеройских историй. Именно с подачи «короля стриминга» фокус повествования сместился с оригинальной героини Шэннон Мастерс (она в сериале появляется эпизодически) на 19-летнюю парализованную Аву, живущую в католическом приюте в Испании, куда она попала после страшной аварии. Совершенно внезапно девушка погибает (не спойлер!), но чуть позже ее воскрешает команда воительниц. Они в пылу битвы решили пересадить героине священное металлическое кольцо из тела своей падшей соратницы. Осознав, что Ава (сыгранная молодой португальской актрисой Альбой Баптистой) — избранная, орден берет девушку под свое крыло и отправляет в монашеское додзё, где стартует подготовка к важнейшей битве с силами тьмы. А ваш сериал точно не аниме?
Альтернативная супергероика на стыке историй про ниндзя и религиозных мотивов звучит как замах на деконструкцию и жанра кинокомикса, и древнего писания, но новый сериал от Netflix еще на первых эпизодах сигнализирует об отсутствии двух необходимых для этого компонентов: иронии и харизмы. Серьезный рассказ о тайных орденах и коварных планах их правителей отдает утрированной «дэнбраунщиной», что, бесспорно, может привлечь аудиторию любителей безумных теорий и колпаков из фольги, но и создать при этом риск потери массового зрителя. На западе «Монахиню-воина» уже успели окрестить сериальным «Джоном Уиком», что могло бы претендовать на легитимность при малейшем желании проявить изобретательность в визуале и хореографии, но усыпляющий монтаж бесконечных тренировок и битвы с CGI-монстрами ловко превращают этот комплимент в комичную заметку. Буквально призванная с того света Ава имеет вполне себе конкретную сценарную миссию — разбавлять угрюмый сюжет своей подростковой наивностью и контрастным подходом «неочевидного избранного». Но это остается на уровне достаточно неловких постироничных ванлайнеров и нигилистических фраз, напоминающих мемные «цитаты волка»: религия — ложь, мужчины используют женщин, и дальше по списку. Вины неопытной главной актрисы в этом нет, справедливости ради стоит упомянуть, что теряются с таким сценарным материалом вообще все участники каста. Так, второстепенные монахини сливаются для зрителя в одну, а достаточно колоритная сестра Мэри примеряет на себе клеймо архетипа magical negro (не одобряем).
И если на данном этапе у вас создалось впечатление, что этому клишированному сериалу уже нечем удивлять, то спешу подбросить плот-твист: католики здесь — не злодеи! Только, если быть честным, не совсем они и католики. Дело даже не столько в постоянно матерящихся монашках с оголенными руками и декольте, сколько в поверхностном подходе к истории и традициям церкви, который прямо сказался на весьма скудной экспозиции сериала. Происходящее напоминает детскую игру во дворе, когда самый хитрый из ребят начинает выдумывать правила на ходу, кастуя себе убийственное оружие и создавая полчища нелепых врагов с надуманными мотивациями. Но даже ребенок знает, что перегруженность сценария флэшбэками и внутренними монологами — это прием, нуждающийся в весомом обосновании, и в эту категорию вряд ли попадут фразы вроде: «Продолжай говорить, красавчик, меня не волнует твоя речь, я вижу только губы, которые так хочется поцеловать». Зато фан-базу «Ривердэйла» таким образом к просмотру подтянули, дело благородное!
Совершая свое большое стриминговое паломничество, «Монахиня-воин» подобрала множество узнаваемых фишек и мотивов из уже устоявшихся поп-культурных величин (заметна связь с «Проповедником» и «Сверхъестественным», а из головы не выходит уже упомянутый «Джон Уик»), но, не желая работать с первоисточниками, создатели загнали свой продукт в лимб вторичности, что, скорее всего, станет причиной печального (в плане зрительского фидбэка) итога. И вроде тест Бекдел пройден, ко второму сезону (топорная) подводочка совершена, социальный комментарий оформлен, однако ощущение пустоты после просмотра выветриться никак не может. Если первый сезон — это только трамплин, то хочется верить, что в будущем сериал ждет удачное приземление прямо на стартовую позицию пути самоиронии. Но если десять вышедших эпизодов целиком отразили мысли и стратегию авторов, то нас ждет еще семь часов усыпляющих и неоправданно пафосных «Католических рейнджеров». Побойтесь Бога!