Пятеро москвичей отправляются в путешествие в деревню Топи, где находится древний монастырь, якобы исполняющий желания. Каждый из героев бежит от проблем и в определенном смысле — от самого себя: кто-то смертельно болен, кто-то натворил в Москве дел, у кого-то личностный и профессиональный кризис, у кого-то несчастная любовь. Все эти ловушки жизни хорошо известны жителю современного мегаполиса. В глухих архангельских лесах городские невротики хотят обрести чудо через условное перерождение. Однако за волшебство, как известно, приходится расплачиваться.
Дмитрия Глуховского, который написал сценарий к сериалу, мы знаем в первую очередь как одного из самых успешных беллетристов современной России: он подарил нам цикл постапокалиптических романов «Метро 2033» и тот самый «Текст», экранизация которого наделала шума в 2019 году. Кстати, это теперь не только фильм, но и сериал с названием «Текст. Реальность», премьера которого запланирована на видеосервисе START в августе 2020 года. Триллер в целом понравился критикам и отбился в прокате, причем популярности картине добавила «скандальная» эротическая сцена с Кристиной Асмус и Иваном Янковским. Последний — отрицательный персонаж-мажор — сыграет и в «Топях». Совпадение? Мы так не думаем. Как шоураннер, Глуховский, вероятно, имел влияние на кастинг и производство сериала. По крайней мере, в единственном (пока) промо-видео о проекте рассказывает именно он.
Примечательно, что книжки Глуховского шли к экранизациям долго (в отличие от того же Лукьяненко). Возможно, это связано с радикальностью текстов, которые, из-за их мрачности и откровенности, не совсем подходят традиционному телевидению. Так, мы до сих пор ждем киноверсию «Метро-2033» — культового отечественного sci-fi, уже адаптированного в видеоиграх. После экранизации Глуховский, хочется помечтать, может претендовать на все еще вакантное место русского Стивена Кинга.
К производству «Топей» подключилась сильная команда продюсеров: Владимир Маслов, Бинке Анисимов и Ибрагим Магомедов. Они стоят за такими разными фильмами, как лирический «Волшебник» с юным дарованием Семеном Трескуновым и Максимом Сухановым (еще одна звезда «Топей»), приключенческий «Миллиард» с Владимиром Машковым и комедийная «Пятница» с Данилой Козловским. Также «Топи» делает Ольга Филипук, генеральный продюсер «Последнего министра» и «Проекта "Анна Николаевна"». В режиссерском кресле сериала Глуховского оказался Владимир Мирзоев, который более известен как театральный постановщик. Среди его киноработ — историческая драма «Борис Годунов» (2011) и сериал-антиутопия «Этюды о свободе» (2018).
Словно руководствуясь методом «кладите больше заварки», «КиноПоиск» собирает в одном проекте мощную команду в надежде сделать наконец безоговорочно успешный русский триллер. Хочется верить, что проект сумеет, как обещают создатели, напугать зрителя до озноба.
Рассказывая о проекте, Глуховский неустанно говорит о «русской хтони», столкновение с которой грозит уничтожить непрочную психику москвичей в глубинке. Москва в «Топях» предстает миром эфемерного порядка, а монастырско-лесное, средневековое пространство Топей — местом хаоса, где тонут в трясине казавшиеся прочными конструкции. Здесь, вместо чаемого исполнения желаний, людей ждут вытесненные в подсознание страхи, личные демоны, а фобии могут приобретать облик неприятных местных жителей или, намекает нам трейлер и арт фильма, — чудовищ со звериными головами. Этой самой русской хтони порядочно представлено в нашей литературе, но в кино пока только случайные удачи — к примеру, сериал «Гоголь»).
Фабула «Топей» сильно перекликается и со «Сталкером» Тарковского, где исполнение желаний в заветной комнате посреди мистической Зоны показалось героям слишком страшным; и еще сильнее — с последним фильмом Алексея Балабанова «Я тоже хочу»: герои там отправляются за заветной мечтой в глубинку, где стоит волшебная Колокольня Счастья, которая, как и Топи, не отпускает просто так тех, кто рискнул обратиться к ней за избавлением от проблем. Однако сравнение с философскими притчами Тарковского и Балабанова может пойти не в плюс крепкому триллеру, каким задумывались «Топи». Хочется верить, что создателям сериала удастся найти и удержать баланс между калейдоскопом ужасов и анатомическим исследованием «загадочной русской души». Пока же остается ждать возобновления съемок после снятия режима самоизоляции.