1 января 1993 года на российские экраны вышла драма Евгения Татарского «Тюремный романс», написанная по сценарию Сергея Соловьева. Совместная работа Татарского, снявшего популярные детективные проекты «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила», а также Сергея Соловьева — создателя легендарной «Ассы», дала результативные плоды. Основанная на реальных фактах картина с простым и незамысловатым сюжетом была хорошо принята зрителем, за что стала криминальной классикой своего времени.
Прототипами главных героев Льва Артынова и Елены Шемеловой стали грабитель и рецидивист Сергей Мадуев, а также следователь Наталья Воронцова, которая, влюбившись в уголовника, передала подследственному револьвер и помогла ему сбежать, за что получила тюремный срок. Создатели «Тюремного романса» «пересмотрели» реальную историю и создали свою версию. Они не только изменили имена главных героев, но и исключили внешнее сходство, род занятий обвиняемого и исход побега.
Следователь Елена Шемелова — немолодая несчастная женщина, не избалованная мужским вниманием. Она давно уже не улыбается своему отражению в зеркале, а с нелюбимым мужем-депутатом живет по привычке, ведь у них нет ничего общего — даже детей. Новое дело дерзкого, экстравагантного и обаятельного вора Артынова заставляет ее вспомнить, что она не только ищейка, а чувственная и ранимая натура, которая мечтает о настоящем женском счастье. Гениальность, хитрость и харизма Артынова помогают ему превратить скучные допросы в настоящие свидания, а отношения между следователем и подследственным — во взаимную симпатию. Если грабитель преследовал свои цели, то для Шемеловой он стал последним шансом на вторую молодость. Уговорив Артынова показать свой тайник, женщина с радостью отправляется с ним на следственный эксперимент, а оставшись с ним в гостинице, не задумываясь проводит ночь в объятиях уголовника. Долгое время мечтающая о детях Шемелова купается в счастье, когда узнает, что забеременела от любимого. Тот в ответ решает воспользоваться ситуацией, ведь его собираются этапировать в Москву, и Елена — его последний шанс. Однако тут судьба снова возвращает все на круги своя — во время побега Артынов погибает, а Шемелова снова остается одна.
Роль гениального грабителя исполнил Александр Абдулов, находящийся в тот момент на пике своей популярности. Именно в это время вышли картины «Униженные и оскорбленные», «Гений», «Сумасшедшая любовь», «Настя», «Грех. История страсти» с его участием. Выдающейся актрисе Марине Нееловой также легко удалось перевоплотиться в образ женщины-следователя, хотя зрители и привыкли видеть актрису с томным взглядом в образах романтических красавиц, разбивающих сердца мужчин («Чужая жена и муж под кроватью», «Дорогая Елена Сергеевна», «Ты у меня одна»). Также на ее счету роль матери Толстого в «Сибирском цирюльнике», леди Эстер из «Азазель» и Вера Николаевна Стрельникова из «Предлагаемых обстоятельств».
В проекте принял участие и Юрий Кузнецов, которого зрители привыкли видеть в образе представителя правопорядка («Улицы разбитых фонарей», «Опера: Хроники убойного отдела», «Литейный 4»), также он знаком зрителям по проектам «Непослушник», «Тетя Марта» и «Проклятый чиновник». Кроме того, к звездному актерскому составу присоединились Аристарх Ливанов («Волк»), Борис Соколов («Собачье сердце»), Лев Вигдоров («Гений»), Георгий Мартиросян («Любить по-русски»), Сергей Степанченко («Угрюм-река»), Дмитрий Шевченко («Мажор»), Владимир Юрьев («Мастер и Маргарита»).