29 октября 1932 года Президиум Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФОС утвердил наградной знак «Ворошиловский стрелок». Он вручался гражданам, в совершенстве овладевшим стрелковым делом и сдавшим необходимые нормы. В 1999 году с выходом одноименного фильма Станислава Говорухина расхожее значение словосочетания «ворошиловский стрелок» на постсоветском пространстве претерпело существенные изменения. Такое прозвище стали негласно давать вигилянтам-линчевателям, которые взяли правосудие в свои руки и лично отомстили обидчикам.
Фильм рассказывает историю мести, жестокую, но красивую своим точечным попаданием. Главным героем выступает Иван Афонин, железнодорожник, ветеран ВОВ и почетный орденоносец. Он вышел на пенсию и в одиночку воспитывает внучку Катю, умницу и красавицу. Их тихую жизнь ломает трагедия: Катя становится жертвой группового изнасилования. Правоохранительные органы бессильны, отец одного из преступников — полковник милиции. Кроме того, дело происходит во времена расцвета виктимблейминга, а значит, девушка «сама виновата». Старик такого стерпеть не может и, продав последнее, раздобывает на черном рынке снайперскую винтовку. Точными ударами он поражает всех троих участников чудовищного действа, лишая их не жизни, но достоинства и возможности совершить подобный кошмар повторно. К третьему возмездие пришло даже без непосредственного участия Афонина — парню было достаточно понимания, что он — следующий.
Режиссером проекта выступил не нуждающийся в представлении Станислав Говорухин. В его послужном списке легендарный мини-сериал «Место встречи изменить нельзя», мелодрама «Благословите женщину», драма «Не хлебом единым». Образ Афонина воплотил на экране народный артист РСФСР Михаил Ульянов, который сыграл множество разноплановых ролей в более чем 100 картинах. Его внучку воплотила на экранах Анна Синякина («Палата №6», «Анна Каренина», «Скажи правду»).
Основной локацией съемок стал дом №4 по улице Окружной в городе Калуге, несколько сцен, в частности, покупка Афониным огнестрельного оружия, были сняты в Москве. Примечательно, что для работы над фильмом не было создано ни одной декорации, съемочный процесс проходил во дворе, подъездах и квартирах вышеупомянутого дома. Самой сложной для актеров оказалась сцена надругательства над девушкой. Анну Синякину в эпизоде заменила взрослая дублерша, поскольку актриса на тот момент была несовершеннолетней. А вот Илье Древнову, Алексею Макарову и Марату Башарову, игравшим злодеев, пришлось непросто. Актеры забывали слова, «выпадали» из образа, Древнов даже хотел отказаться от участия в этой бьющей по нервам сцене.
В целом лента вышла невероятно резонансной, в том числе из-за романтизации мести и самосуда. Широкую известность получило реальное дело Александра Таранова, который решил пойти путем Ивана Афонина и отомстить за своих детей с помощью двух автоматов Калашникова. Создателей «Ворошиловского стрелка» обвиняли в формировании убеждения, что богатые всегда остаются безнаказанными, а справедливого суда не существует.
Стоит отметить, что в основу сценария, написанного Говорухиным в соавторстве с Александром Бородянским и Юрием Поляковым, положена книга Виктора Пронина «Женщина по средам». Однако критики отмечали некоторые существенные изменения, которые внесли в изначальный смысл произведения киношники. Например, пронинская Катя вовсе не наивная девочка в мини-юбке, а серьезная умная девушка, которая в день трагедии возвращалась домой, сгибаясь под тяжестью сумки с продуктами, одетая в джинсы и похожую на мужскую рубашку. Кроме того, персонажу книги Пронина не удалось отомстить так филигранно и красиво, как это сделал киногерой. По изначальной версии автора Иван лишил злодеев не мужского достоинства, а совсем других частей тела.