Сектантство — далеко не самая популярная тема в отечественном кинематографе. Причин может быть названо как минимум две. Во-первых, законы страны четко прописаны и не создают благодатной почвы для распространения культов. Во-вторых, в современной истории России не было зафиксировано масштабных событий, связанных с деятельностью больших сект. Правда, принцип «нет — значит и говорить не надо» на этот раз не сработал. К тому же, за дело взялась команда нашумевшего проекта «Звоните ДиКаприо!» под шефством французского грузина Гелы Баблуани.
Сюжет построен на истории Ники (Анастасия Чистякова), которая, запутавшись в себе и поддавшись отчаянию, решает искать утешение на стороне и попадает в некую секту «Первозданных», которой руководит Константин Берк (Филипп Янковский). Ника быстро становится любимицей лидера культа: тот решает сделать ее своим агнцем. Тут в дело и вмешиваются так называемые депрограммеры под предводительством психиатра-преподавателя Демидова (Евгений Коряковский), которые по заказу обеспокоенных родителей Ники (естественно, не по доброте душевной) пытаются спасти девушку из лап ее любимого наставника.
Особую роль в сериале создатели отвели Лиле (Светлана Ходченкова). Бывшая сектантка, она когда-то прошла точно такой же путь вплоть до дня «всеобщего вознесения», однако вовремя одумалась и сбежала. Теперь она живет в неприглядной квартире с маленькой дочерью Кирой (Марта Тимофеева, ныне известная под фамилией Кесслер), регулярно посещает церковь в надежде отмолить грехи и перебивается редкими подработками. Там же, в церкви, она находит очередную работу: батюшка предлагает ей место сиделки у таинственной пациентки в загородном доме. Правда, настораживает здесь не столько первая часть условий, сколько вторая: держать рот на замке и не задавать лишних вопросов. Довольно быстро Лиля понимает, что попала в нестандартную ситуацию, где каждый пытается получить максимальный профит от сложившихся обстоятельств.
«Секта» изначально создавался исключительно для онлайн-платформы Premier, поэтому о каких-либо цензурных ограничениях говорить в данном случае не приходится. Да и сам режиссер Гела Баблуани, ставший знаменитым после своего дебютного релиза «Тринадцать» (за него он получил призы на кинофестивале в Венеции, награду «Сандэнса» и премию «открытие года» Европейской киноакадемии) не привык говорить клишированным языком и использовать надоевшие цитаты. Его «Секта» — некий микс «Доктора Хауса» с нетривиальными мелодрамами «России 1», когда напряженность момента и захватывающие кадры перемежаются любимыми художественными средствами наших кинематографистов, среди которых — преобладание монотонного повествования, телевизионная растянутость и однотипность диалогов. Не обошлось и без детальной проработки деталей, где главным успехом можно считать воссоздание атмосферы отечественной глубинки, которая оказывает депрессивное (а порой и разрушительное) влияние. Обветшалые вывески знакомой каждому «Пятерочки», популярные «Одноклассники» и бандитские районы, состоящие из панельных многоэтажек и угрюмых подъездов, напоминающих больничные палаты, — чем вам не идеальный мир, в котором и появляются секты, сумасшедшие, ритуальные оргии и жертвоприношения. Представить, что подобное происходит у вас под носом в XXI веке, — сложно, принять — еще сложнее, однако отрицать подобное уже не имеет смысла.
Несмотря на вялотекущее повествование, стоит отметить, что «Секта» стала первым из российских сериалов, которые были показаны на платформе британского Channel 4: сериал с субтитрами появился в разделе Walter Presents, посвященном проектам на иностранных (не английском) языках. Однако, несмотря на успех и явный задел на будущее (линия дочери Лили), создатели решили не развивать сериал, поставив точку после первого сезона. Хотя иногда уйти на пике — лучшее решение.