Проекты, посвященные кулинарной тематике, будь то реалити-шоу вроде «Адской кухни» с Гордоном Рамзи (или, если хотите, его российского аналога с Константином Ивлевым), мультсериалов вроде «Закусочной Боба» или сериалов типа «Кухни» неизменно пользуются популярностью у российской аудитории. Фильмы и сериалы на криминальную тематику также занимают в сердце зрителей с постсоветского пространства особое место. Идея объединить эти два направления в одном проекте посетила светлые умы братьев-продюсеров Сарика и Гевонда Андреасянов, которые инициировали создание комедийного сериала «Ресторан по понятиям». Режиссером проекта выступил Давид Дадунашвили, для которого этот сериал стал дебютной работой, а сценарий написал Гайк Асатрян, приложивший руку к комедии «Проклятый чиновник» и ситкому «Бедный олигарх».
Опытный вор Шустрый (Владимир Вдовиченков) отбыл срок и решил было завязать с криминалом, но оказалось, что проблема реинтеграции перевоспитавшихся преступников в гражданское общество пока что не решена в полном объеме. Проще говоря, бывшего уголовника никто не хочет брать на работу даже грузчиком, тем самым подталкивая его обратно на скользкую дорожку. Внезапно в жизни Шустрого появляется его давний знакомый, мошенник-альфонс Кощей (Владимир Сычев) и предлагает провернуть непыльное и прибыльное дельце: ограбить банк. Но не просто ограбить, а с выдумкой — арендовать соседствующий с этим банком кабак и сделать подкоп через стенку прямиком в хранилище. Но, чтобы никто ни о чем раньше времени не догадался, заведение общепита должно функционировать, пока ведется подкоп.
Сказано — сделано! Шустрый заложил квартиру, стал владельцем ресторана и открыл точку питания с тюремным флером: на окнах решетки, гости сидят на лавках, а вместо абажуров используются ведра.
Музыкальное сопровождение обеспечивает еще один недавно откинувшийсяя зек — хулиган и забияка с говорящим погонялом Кувалда (Дмитрий Дюжев). Поет он, разумеется, о том, что на сердце: о нелегкой доле воровской, о неуважении к стражам порядка и о неверной девушке, которая не дождалась суженого из мест не столь отдаленных. Готовить бывшие заключенные умеют только самые простые блюда — например, баланду, которая не упадет на стол даже если миску перевернуть вверх дном. О какой-то клиентоориентированности при обслуживании тоже речи не идет — Шустрый и его товарищи привечают только тех, кто умеет ботать по фене, а фраеров залетных могут и по известному адресу послать. Тем не менее специфический ресторан начинает пользоваться у публики популярностью, что, впрочем, не удивительно — в Москве и в Санкт-Петербурге и в реальности существуют бары, в которых хамство и нецензурная брань со стороны обслуживающего персонала служат фишкой для привлечения гостей. Неожиданный успех предприятия ставит перед Шустрым и компанией серьезный вопрос: стоит ли продолжать придерживаться первоначального плана с ограблением, если честный ресторанный бизнес приносит солидные барыши без проблем с законом?
Несмотря на то, что сериал «Ресторан по понятиям» в значительной степени опирается на околоуголовную романтику, нельзя сказать, что этот проект пропагандирует (запрещенное в России) движение АУЕ. Напротив, перед нами скорее история о перевоспитании в духе «Каникул строгого режима» (с тем же Дюжевым), только значительно менее приторная. Актеры, собаку съевшие на ролях разного рода криминальных элементов, с заметным удовольствием высмеивают в кадре прилипшие к ним образы, а мораль практический каждой серии сводится к тому, что нарушать закон нехорошо. Полноценную деконструкцию бандитских сериалов уровня балабановских «Жмурок» от «Ресторана по понятиям» ожидать не стоит, но шутки про звонки из «техподдержки» зеленого банка вполне могут рассмешить приунывшего зрителя.