Состояние «Черного зеркала» сейчас в совокупности своих проблем лучше всего иллюстрирует те потери, которые понес поставленный на поток сериал после покупки Netflix. Изначально новеллы привлекали своей концептуальной самобытностью. Через пару лет, когда фантазия Брукера начала иссякать, стержнем стали эпизоды, поставленные авторами со своим уникальным стилем от Джо Райта до Джоди Фостер. Но самое главное, представленные зрителю жанровые парадоксы, смоделированные на примере частных историй, выходили на уровень дискуссионных обобщений. Брукер старается работать с острыми темами, социальными подтекстами, реагировать на информационную среду, но на этот раз останавливается на том, чтобы проблематику заявить, но не проявить разнообразие в ее раскрытии, что было достоинством первых сезонов.
На серию «Бросок гадюки» Чарли Брукера вдохновила игра Tekken. Когда в студенчестве он играл в нее со своими соседями по квартире, этот опыт показался ему «гомоэротичным».
Оуэн Харрис («Убей своих любимых»), ранее поставивший сегмент «Сан-Джуниперо», продолжает затронутую в нем проблему чувственного восприятия в виртуальной среде. В «Броске гадюки» заявлен вопрос перехода от полигамии к моногамии в аспекте развивающихся технологий. Два приятеля, один из которых счастливо женат, с помощью высокочувствительных датчиков нового поколения погружаются в реальность файтинга, где, будучи парой противников (разнополой), без особых прелюдий занимаются сексом каждый раз, когда решают сразиться друг с другом. Оба героя прочерчены крайне условно — это скорее наброски характеров, из которых в дальнейшем могли бы выйти полноценные герои со своими перверсиями, объясняющими то, что с ними происходит. Это могла бы быть реакция на социальные рамки, несвободу как внешнюю, так и внутреннюю. Но на деле действительность и пространство игры никак не отражаются на психологии персонажей, в жизни их друг к другу не тянет и мотивация ограничивается банальным «походом налево», который в силу своей идеализированной формы (аватары в игре красивы и молоды), дарит иные ощущения. Контрапунктом выступает примерно столь же красочная версия измены со стороны супруги одного из мужчин (фешенебельный ресторан, статный незнакомец, изысканные наряды). В этот момент проблематика достигает своего тупика, эпизод, вроде бы посвященный тому, что плоха любая измена, как физическая, так и моральная, в итоге словно оправдывает ее.
Вместо того чтобы заставлять зрителей ждать целую вечность, пока мы пишем еще несколько серий, мы подумали: почему бы нам не выпустить три готовых эпизода близко к релизу «Брандашмыга»? Я могу понять людей, которые говорят: «Только три эпизода? Это несправедливо». Но на самом деле они получают больше «Черного зеркала» за короткий промежуток времени, чем раньше, потому что в «Брандашмыге» около пяти с половиной часов материала, а в этом сезоне — около трех часов. Это как дополнительный десерт.
В менее утопическом формате повседневность уживается с виртуальной реальностью в «Осколках». Таксист средних лет «дежурит» у офиса социальной сети с расчетом на поездку с ее работником. Когда план удается, главный герой берет пассажира в заложники, отвозит его в «чисто поле» и требует связаться с основателем этой интернет-империи. Движущей силой эпизода является энтузиазм артиста Скотта, его герой склонен к неминуемой исповеди, что оказывается прекрасной возможностью для любого лицедея «рвать жилы». Брукнер не придерживает твист, он последователен и предсказуем, поскольку занимается скорее нравоучительной стороной вопроса, близкой к методам социальной рекламы. Не засиживайтесь в социальных сетях, будьте внимательны к близким. Единственный существенный выпад в сторону медиакорпораций — это возможность собрать досье на любого человека за пару минут, основываясь на выложенных им данных. Тезис не новый, но действенный. Наиболее сомнительной оказывается трактовка лидера корпорации как свободолюбивого мессии, испытывающего себя на прочность практиками медитаций и многодневного молчания. Его страдальческая реакция на эскапады очередной жертвы прогресса, вполне может послужить поводом для здоровой дискуссии о причинах сострадания сильных мира сего в тянущейся веками классовой борьбе.
«Рейчел, Джек и Эшли вторая», наоборот, представляет жизнь поп-иконы через прутья золотой клетки. Майли Сайрус — в роли идола, исполняющей дурные песни для девочек не старше четырнадцати (словом, саму себя времен Ханны Монтаны). Острый конфликт с менеджером-опекуном, невозможность исполнять баллады о страдании, навязанные антидепрессанты, блокирующие ее волю и последующая кома. Все это предтеча для экшн-эпизода, который в былые времена с таким сюжетом мог бы вырасти до полноценного среднебюджетного полного метра. Эпизод распадается на две равноценные части: неволя девушки и конфликт двух сестер, которые впоследствии и помогут главной героине. В отведенные на серию семьдесят минут слишком много действия, нагромождение событий, персонажей, не позволяет раскрыть обе линии полноценно. Что уж говорить о том, что на второй план отходит технологический аспект в виде мерч-фигурки певицы, которая обретает разум и непосильно участвует в сюжете. Впрочем, посыл Брукнера понятен — девчачий панк-рок жил, жив и будет жить.
У сериала уже вышли первый, второй, третий и четвертый сезоны. Он также был продлен на шестой, но дата выхода нового сезона пока неизвестна. Кроме того, на платформе Netflix вышел спецэпизод «Черное зеркало: Брандашмыг», в котором зритель своим выбором влияет на повороты сюжета.