16+

Отчет о пытках

The Report
Дата выхода
15 ноября 2019 года
Страна
США
Жанр
драма, исторический, биографический, триллер, криминал
Режиссёр
Скотт З. Бёрнс
Телеканал/Видеосервис
Amazon Prime
Серий
1
7
В ролях
Адам Драйвер
Дэниэл Джонс
Аннетт Бенинг
сенатор Дайана Файнстайн
Тед Левайн
Джон Бреннан
Джон Хэмм
Денис Макдоноу
Скотт Шеперд
сенатор Марк Юдалл
Смотреть весь список
1
Рейтинг
6.3 /10Рейтинг кинокритиков
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
Галерея
3
О сериале
Адам Драйвер опять хмурится, Джон Хэмм снова в костюме
Читать
Цитаты
Все цитаты
Описание
Адам Драйвер опять хмурится, Джон Хэмм снова в костюме

Глубокой ночью молодой человек выходит из здания штаб-квартиры ЦРУ. Охранник задаёт дежурный вопрос, не уносит ли тот в сумке какую-либо засекреченную информацию. Молодой человек не отвечает. Нам понятно: конечно, уносит.

На написание сценария у Скотта Бёрнса ушло пять лет, то есть всего на два года меньше, чем у главного героя — на подготовку доклада о пытках в ЦРУ.

«Отчёт о пытках» — кино, основанное на реальных и недавних событиях, а именно — публикации в 2014-м году отчёта о расширенных методах допроса (проще говоря, о пытках), которые ЦРУ применяло в ходе войны с терроризмом. Помимо прочего, в почти 7000-страничном документе доказывалось, что эти самые «расширенные методы» не помогли, собственно, допросам (пленники умирали от боли, но не сдавали своих), а обошлись государству в сотни миллионов долларов.

Прототип главного героя, помощник сенатора Дэниэл Джонс, консультировал авторов картины на всех стадиях создания — от написания сценария до окончания съёмок. Особое внимание было обращено на сохранение всех тонкостей бюрократического слэнга.

Фильм о подготовке и содержании отчета о пытках снял Скотт З. Бёрнс. В политическом кино он не новичок: в частности, не раз писал сценарии для схожих проектов Стивена Содерберга — получались чёрные комедии (например, «Информатор!» о ценовом сговоре или недавняя «Прачечная» о панамских офшорах). Чем-то вроде «Прачечной» задумывался и «Отчёт и пытках». Повествование должно было строиться вокруг парочки циничных лжепсихологов, которые скормили ЦРУ свою изуверскую методологию допроса и, здорово обогатившись, скрылись в неизвестном направлении.

Что меня восхищает в фильме больше всего — то, что это не агитпроп. Это рассудительный, холодный и, я бы даже сказал, патриотичный взгляд на программу, которая пошла наперекосяк, и всё это очень тщательно и прекрасно выполнено.
Актер Тим Блейк Нельсон

Всё изменилось после встречи с Дэниелом Джонсом — человеком, который подготовил отчёт. Молодой помощник сенатора Дайаны Файнстайн посвятил процессу жизнь: на семь лет он практически переселился в подвалы ЦРУ, где методично шерстил доступные архивы. И это только начало — собранную информацию ещё требовалось согласовать с самим ведомством, то есть принудить разведку признать за собой преступления. Так Бёрнс решил снять историю о Джонсе, публичном обвинителе сильных мира сего. Боевой товарищ Содерберг сосватал на главную роль Адама Драйвера. Актер со своим богатырским ростом и выправкой морпеха на реального Джонса похож весьма отдалённо, зато с первых же кадров транслирует необходимую образу упёртость, принципиальность, праведный гнев и реальное трудолюбие.

Я говорил Адаму: «Представь, что ты плотник, и тебя наняли построить нечто. Ты смотришь на пыльный чертёж и приступаешь к работе, и через несколько лет понимаешь, что строишь собственную виселицу.
Режиссер Скотт Бёрнс

«Отчёт о пытках» — картина в первую очередь производственная. Никакого преувеличения: Скотт Бёрнс демонстративно отказывается сдвигать повествование в сторону какого-либо развлекательного жанра. Коридоры и подземелья ЦРУ могли бы стать декорацией для триллера. Оскаровыжимательная драма непременно рассказала бы о том, как политическая борьба разъедает личную жизнь Джонса. Ничего подобного в «Отчёте» нет — расстается с подругой герой Драйвера за кадром (там же, за кадром, остаётся и сама эта загадочная девушка), а подвиги совершает, сидя за компьютером и выступая в кабинетах.

Проект снимался в сжатые сроки. Первоначально предполагалось уложить съёмочный период в 50 дней при бюджете в 16 млн долларов; в итоге проект был урезан наполовину (26 дней и 8 млн долларов).

Акцент сделан на точности воспроизведения процесса в мельчайших — порой захватывающих, порой откровенно рутинных — подробностях. Бесстрастность идёт картине на пользу. Здесь нет ни сенсационности, ни назойливых параллелей с теперешним режимом, ни желания повесить всех собак на политических оппонентов. Трезвость в этом вопросе довольно неожиданная, тем более для левака Бёрнса. Он щадит администрацию Буша (на орехи достаётся только вице-президенту Чейни), а одиозного сенатора Джона Маккейна выводит едва ли не героем-спасителем, зато проходится по правительству Обамы и задним числом строит козу оскаровской лауреатке Кэтрин Бигелоу и её фильму «Цель номер один» — жёсткой оде ликвидации Бен Ладена. Знатокам вашингтонских политических пасьянсов здесь есть, чем поживиться. Все герои — реальные функционеры; отдельный интерес состоит в том, чтобы наблюдать за знакомыми персоналиями в напряжённый момент их карьер: «Ага, вот эта дамочка возглавила ЦРУ при Трампе. А вот этот тип в отставку ушёл».

Обязательство, которое я взял на себя, когда писал сценарий, было то же, что и Дэн, когда он приступил к своей работе: «Нас интересуют не левые и правые, нас интересует правда и неправда.
Режиссер Скотт Бёрнс

Впрочем, месседж картины смогут воспринять и те зрители, для которых любые политические турбуленции — тараканьи бега. Не случайно центральным героем фильма сделан Джонс — не карьерист, но и не борец с системой, а её стойкий солдатик. Козни ЦРУ он расследует не по зову сердца, но по заданию, а за установленную информацию борется из принципа. Схожей стратегии придерживается и начальница Джонса, сенатор Файнстайн (Аннетт Бенинг). Патриотка, презирающая грязную игру и Wikileaks, она, быть может, и рада была бы не выступать против ЦРУ. Во многом её образ мысли схож со службистским; так, она открыто топит за использование военных дронов (лет через десять мы наверняка получим не один разоблачительный триллер об этой странице американской истории). Однако раз государственные лица нарушили закон, значит, надо выступить против них и идти в этом противоборстве до конца, вынеся из Белого дома максимальное количество сора.

«Отчёт о пытках» — первый кинопроект Amazon Studios, чей прокат прошёл по схеме Netflix: ограниченный показ в Штатах (без официальных данных о сборах) и незамедлительный релиз в Сети.

В итоге «Отчёт о пытках» оказывается историей о пользе системы сдержек и противовесов: если в политический аппарат такая штука встроена, то рано или поздно она сработает по назначению. Лишь бы нашлись честные люди, методично — ну и скучновато, чего там — делающие своё дело.

The Report – Official Trailer 2 | Prime Video
Адам Драйвер
Дэниэл Джонс
Аннетт Бенинг
сенатор Дайана Файнстайн
Тед Левайн
Джон Бреннан
Джон Хэмм
Денис Макдоноу
Скотт Шеперд
сенатор Марк Юдалл
Тим Блейк Нельсон
Рэймонд Натан
Кори Столл
Сайрус Клиффорд
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Зинаида Пронченко
Дмитрий Барченков
Алексей Филиппов
Алиса Таежная
Анастасия Гладильщикова
Анна Сотникова
Наталья Серебрякова
Евгений Ткачев
Всеволод Коршунов
Юлия Шагельман
Наиля Гольман
Максим Заговора
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
Meduza, Esquire
5
Суд над чикагской семеркой
6
Преступник: Великобритания
(1 сезон)
Темные начала
(2 сезон)
4
Достать коротышку
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Корона
(4 сезон)
Читайте также
Образ жизни — 13:07, 22 октября
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов Читать
Образ жизни — 10:00, 27 октября
Что такое digital-карта и как с ней экономить на подписках? Расскажет наш комикс Читать
Образ жизни — 16:40, 27 октября
Это реальные истории. Очень смешные случаи, когда не повезло (но в итоге все хорошо закончилось) Читать
Новости — 15:49, 28 октября
У Вашей Маруси 5 млн подписчиков в тиктоке Читать
Новости — 14:49, 28 октября
Bang Bang Education проведет онлайн-фестиваль новых медиа Читать
Хочу ещё