Сергий (Роман Маякин) — поп-расстрига. Он живет на барже, вставшей на прикол возле Москва-сити, пьет что-то покрепче кагора и коротает ночи в компании девушек с пониженной социальной ответственностью. А еще Сергий охотится на чудовищ. Это ремесло он унаследовал от отца, который много лет назад сдал маленького Сережу в монастырь, чтобы уберечь мальчика от мстительных тварей. Сына-то он в итоге уберег, а вот маму Сергия спасти не сумел. Но наш герой истребляет монстров не ради мести — он работает за чеканную монету (вернее, за хрустящую купюру) и за каждое убиенное чудовище получает денежное вознаграждение в церковной лавке при одном из московских храмов. Официального статуса Сергий не имеет, так что ему приходится подобно братьям Винчестерам использовать кипу поддельных документов и придумывать разнообразные отговорки, чтобы проникнуть в подвал чужого дома, где обосновались упыри.
Сериал «Сергий против нечисти» (ранее известный под названием «Отец Сергий») представляет собой причудливую смесь городского фэнтези, хоррора, черной комедии и полицейской процедурной драмы. Заглавный герой вместе с сотрудницей доблестной московской полиции Катей Земцовой (Лукерья Ильяшенко) расследует убийства, имеющие сверхъестественную составляющую, и устраняет те угрозы для общества, с которыми сотрудники правоохранительных органов сами справиться не могут. Тандем из харизматичного алкоголика и строгой полицейской вызывает в памяти проект «Люцифер», но гораздо чаще Сергий источает вайбы «Проповедника» или даже «Константина», а в открывающей сцене и вовсе присутствует отсылка к «Ночному дозору» Тимура Бекмамбетова.
Вместе с тем, «Сергий против нечисти» не сводится к набору заимствований и жанровых клише. Перед нами самобытная история, где шаблонный образ маргинала, сражающегося с монстрами, оживает благодаря харизме исполнителя главной роли. Герой Маякина формально был лишен сана, однако носит длинные волосы и бороду, ходит в одежде, напоминающей рясу, и общается с окружающими фразами из церковного лексикона. Это создает забавный диссонанс с небогоугодным образом жизни, который ведет Сергий. В свою очередь героиня Ильяшенко справляется с тем, чтобы оттенять своего партнера и ближе к финалу сезона играть роль романтического интереса, но в сольных партиях теряется — и это явно проблема сценария, а не актрисы.
Главным козырем сериала выступает нечисть — она здесь наша, родная, славянская, но при этом адаптировавшаяся к жизни в условиях современного мегаполиса. Причем в отличие от «Ведьмака», где кикиморы и лешие имеют мало общего со своими сказочными прототипами, здесь Кащей натурально чахнет над златом, а кот Баюн (вернее, женская особь его вида) погружает своих жертв в дрему. Местами заметно, что продюсеры пытались сэкономить на гриме и спецэффектах (бюджет у сериала явно меньше, чем, скажем, у «Сверхъестественного»), но учитывая общий несерьезный тон, это не портит впечатление. Как и в сериале «Чем мы заняты в тени», визуал здесь менее важен, нежели юмор и химия между персонажами.
Подобно многим проектам об охотниках на монстров, «Сергий против нечисти» рассказывает о том, что нет твари страшнее человека. Сверхъестественные создания представляют собой опасность в силу своей природы, они порой охотятся на людей для выживания, но это — следствие их натуры, а не осознанного выбора. Кащей не может вдруг забыть про свой клад и заняться резьбой по дереву. А вот среди людей, встающих на пути Сергия, встречаются те, кто решил стать мразью по собственной воле — например, ведьма, которую мы видим в начале первой серии, или бывший напарник Земцовой, коррумпированный полицейский Кракин (Дмитрий Куличков). В связи с этим перед Сергием стоит непростая задача — убивая чудовищ, не превратиться в одно из них.
Первый сезон «Сергия против нечисти», состоящий из шести серий, дал нам возможность оценить несколько интересных кейсов из жизни современного Ван Хелсинга, однако, как показывают «Топи» и «Территория», при желании тему отечественной хтони можно развить гораздо глубже и интереснее, особенно если копнуть в направлении мифологии малых народов.