Обеды в самых дорогих ресторанах Нью-Йорка, первые ряды на лучших модных показах в Париже, отдых в отелях мирового класса и вечеринки в компании творческой и светской элиты. Такой была жизнь Анны Делви — дочери дальнобойщика и домохозяйки из Домодедово. Если вы думаете, что тут не обошлось без богатого ухажера, то спешу вас заверить — все это благодаря природной харизме и дару убеждения. И немного мошенничеству.
Фанатам жанра тру-крайм должно быть знакомо имя Анны Сорокиной (она же Анна Делви). На протяжении нескольких лет девушка, не имея практически никаких собственных средств, жила за счет своих звездных и влиятельных знакомых, которые считали ее наследницей немецкого миллиардера. Как же ей это удалось?
До шестнадцати лет девушка жила в Подмосковье, а в 2007 году семья переехала в Германию. Некоторое время спустя Анна поступила в колледж Сент-Мартинс в Лондоне, но вскоре бросила учебу и переехала в Париж, где решила получать образование в сфере дизайна. Там же девушка устроилась стажером в модный журнал Purple и стала представляться как Анна Делви. Но небольшого стажерского заработка не хватало для комфортной жизни в столице.
Приехав на Неделю моды в Нью-Йорк, Анна решила остаться и поработать в американском офисе журнала. Вскоре девушка стала появляться на светских тусовках и знакомиться с сильными мира сего. Тогда-то она и придумала способ жить красиво, при этом не обременяя себя работой. Представлялась девушка как Анна Делви — богатая наследница из Германии. Новым знакомым она рассказывала историю о том, что после достижения 25 лет получит состояние в 60 миллионов евро — для пущей убедительности рассказ подкреплялся фальшивыми документами.
Незаметно для себя новые знакомые стали оплачивать ужины, поездки и прочие расходы Делви — девушка ссылалась на заблокированную кредитку или забытый в отеле кошелек. Для дизайнеров, наследников и прочих состоятельных знакомых это были сущие пустяки, и они ни разу не заподозрили неладное. Обман зашел настолько далеко, что девушка чуть не приобрела здание в центре Нью-Йорка для собственного арт-проекта.
Но афера не могла продолжаться вечно. В апреле 2019 года суд присяжных Манхэттена признал Делви виновной в воровстве, хищении в крупном размере и попытке кражи в особо крупном размере. В мае того же года она была приговорена как минимум к четырем годам тюремного заключения после месячного судебного разбирательства, на которое Делви наняла стилиста, чтобы поддерживать свой имидж на первых полосах газет. Во время осуждения Делви сказала изданию The New York Times: «Дело в том, что мне не жаль. Я бы солгала тебе, всем остальным и себе, если бы сказала, что прошу прощения за что-нибудь».
В июне 2018 года было объявлено, что Netflix и Shondaland приобрели нью-йоркскую статью Джессики Пресслер «Как Анна Делви обманула тусовщиков Нью-Йорка», превратив ее в телесериал совместно с Шондой Раймс, продюсером и сценаристом. Режиссерами сериала стали Дэвид Фрэнкел, Зинга Стюарт и Том Верика. Сериал рассказывает об Анне через призму истории журналистки Вивиан Кент (Анна Кламски), готовящей для журнала Manhattan спецрепортаж о гениальной мошеннице. Вивиан, в которой несложно угадать Джессику Пресслер, встречается с людьми, которые знали Делви, ездит к Анне (Джессика Гарнер) в тюрьму на свидания и постепенно втирается в доверие к представляющему интересы девушки адвокату Тодду (Ариан Моайед). Более того: именно Вивиан, преследуя собственные корыстные интересы, убеждает Анну Делви отказаться от сделки со следствием и тем самым обрекает ее провести несколько лет за решеткой. По сюжету сериала Кент пишет статью о Делви, находясь на последнем месяце беременности, так что в каждой серии удручающе много времени отводится страданиям журналистки, ее разборкам с мужем и переживаниям по поводу неудавшейся карьеры. При этом как персонаж Вивиан особого интереса не представляет, так что уже после третьей серии эпизоды с ее участием просто хочется проматывать, чтобы поскорее снова погрузиться вместе с Анной в мир роскоши. Акцент на действиях журналистки был бы оправдан, если бы сериал придерживался формата расследования, однако зачастую то, что рассказывают жертвы Анны, совсем не совпадает с видеофрагментами, иллюстрирующими события, о которых идет речь. Более того, некоторые фигуранты истории отказываются поведать Кент, что произошло, но нам все равно показывают кусочек приключений Делви, где они были задействованы. Подобный подход к сторителлингу обесценивает попытки Вивиан Кент докопаться до истины — ведь мы узнаем правду даже если журналистка не преуспеет в своем деле. А ведь если выкинуть из сериала все необязательные сцены с Кент, то из девяти часовых серий осталось бы примерно шесть сорокаминутных — гораздо более удобный вариант для просмотра запоем за один вечер.
Смотреть «Изобретая Анну» хочется исключительно из-за блестящей работы Джессики Гарнер. Она отлично выглядит и в модных платьях, и в строгих деловых костюмах, и даже в мешковатой серой тюремной робе. Что более важно, у Джессики прекрасно получилось уловить надменно-брезгливое выражение лица, с которым наследница миллионного состояния смотрит на окружающих. Во взгляде Анны Делви читается: ты взвешен, измерен и признан недостойным ее внимания. На протяжении сериала Анна часто меняет образы, каждый раз идеально мимикрируя под новую социальную среду. Она умеет слушать и поддакивать так, чтобы ее сочли умной и образованной собеседницей. Более того, она всегда знает, кому и что нужно сказать, чтобы продвинуться дальше, и умеет в нужный момент расплакаться или же «включить стерву». Есть в арсенале Делви и несколько «универсальных отмычек» — например, жалобы на тяжелую судьбу девушек в бизнесе и предубеждение со стороны мужиков-толстосумов. Когда ничего из этого не срабатывает, Анна начинает импровизировать и, при необходимости, жертвует своими друзьями или покровителями, словно пешками.
Практически до самого финала в образе Анны Делви остается загадка. Понятно, что она никакая не богатая наследница (хотя в определенный момент даже Вивиан Кент начинает верить в историю про папу-олигарха), но кто же она? Большую часть времени Анна ведет себя как конченная социопатка (Вивиан сравнивает ее с Ганнибалом Лектером), но в отдельных эпизодах через холодную маску фарфоровой куклы проглядывает лицо до смерти напуганной девушки. Социопатка вряд ли стала бы «покупать» себе друзей — такие люди обычно не нуждаются в чужом одобрении. Кент в своей статье пишет об Анне, как о кривом зеркале, в котором отразилась американская мечта. В самом деле, в эпоху инстаграмных* фильтров и быстрорастворимых знаменитостей история девушки, которая почти сумела стереть границу между «быть» и «казаться», звучит как метафора о современном обществе. И тот факт, что сериал основан на реальных событиях, только делает эту метафору острее. Как заметил в своей заключительной речи адвокат Анны Делви Тодд Сподек, каждый из нас притворяется кем-то другим, хочет казаться лучше, красивее, успешнее. Разве это преступление?