Развернуть Свернуть

Летиция
(1 сезон)

Laëtitia
сериал
Дата выхода (РФ)
25 августа 2021 года
Страна
Франция
Жанр
триллер, драма, криминал, биографический
Режиссёр
Жан-Ксавье де Листрад
Телеканал/Видеосервис
START
Серий
6
Продолжительность
1 ч
7
В ролях
Мари Коломб
Летиция
Софи Брейер
Джессика
Янник Шуара
Франц
Сэм Карманн
Жиль Патрон
Кевин Азиз
Фрэнк
Смотреть весь список
Рейтинг
7.8 /10Рейтинг кинокритиков
6.2 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
О сериале
Где начало, там и конец
Читать
Описание
Где начало, там и конец  

«Сандэнс» известен аутентичными и медленнотекущими лентами, затрагивающими острые социальные проблематики. Такой стала и «Летиция» Жана-Ксавье де Листрада, которая уже успела получить статус первого французского сериала, отобранного жюри кинофестиваля для участия в конкурсе.

За основу для ленты Листрад взял реальную громкую историю, которая произошла во Франции в 2011 году. Началось все с того, что в маленьком провинциальном городе пропала восемнадцатилетняя девушка. Вскоре после этого местная полиция во главе со следователем начала расследование преступления и быстро вышла на предполагаемого убийцу, однако с поисками тела дело затянулось. Далее по мере расследования постепенно начали всплывать наружу жесткие подробности из жизни девушки, которая подвергалась семейному насилию, а сама история стала известна на всю Францию. Даже являвшийся на тот момент президентом Николя Саркози пытался сыграть на деле, чтобы упрочить свои политические позиции, а позже французский историк и писатель, Иван Яблонько, опубликовал книгу «Летиция или конец людей», за которую вскоре получил Гонкуровскую премию.

При адаптации этой истории Листрад выбрал нелинейный нарратив. Этим сериал, к слову, схож с устройством «Девушки в тумане» и «Девушки в лабиринте», которых Донато Карризи снял по своим же романам. В этих произведениях тоже используется несколько временных сюжетных линий и разного рода наводки, по которым зритель может не спеша выстраивать разные версии финала. 

Первая часть «Летиции», разворачивающаяся в реальном времени, посвящена непосредственно расследованию по поискам преступника, а затем — по поискам тела Летиции (Мари Коломб). В этом временном пласте мы видим, как детектив Франц (Янник Шуара) проводит допросы хладнокровно выдающего подробности убийства Тони, блестяще сыгранного Ноамом Моргенштерном — с подачи артиста от преступника исходит звериная иррациональная жестокость, особенно во время его рассказов об убийстве. Параллельно мы заглядываем за двери комнаты сестры Летиции, Джулии (Софи Брейер), оставшейся жить вместе с их приемными родителями, у которых тоже есть свои скелеты в шкафу — о них зритель будет узнавать по мере приближения к финалу.

Другая линия переносит нас в разные временные промежутки прошлого. В первых сериях Листрад сосредотачивается больше на глубоком детстве героинь, которое было пропитано насилием буквально с момента их рождения. Отец Летиции и Джулии, Фрэнк (Кевин Азиз), мог спокойно угрожать выбросить девочек в окно, манипулируя женой, которую потом же и довел до психического расстройства. Злость от собственной несостоятельности и неспособности устроить даже свою жизнь Фрэнк продолжил вымещать на дочерях до тех пор, пока их не забрала социальная служба.

Есть еще одна структурная часть, обрисовывающая жизнь Летиции и Джулии практически перед трагедией. В этой сюжетной линии перед зрителем предстает период, когда девушки делают первые неуверенные шаги во взрослую жизнь, подпитываемые своими мечтами о лучшем будущем, над которым все это время нависает тень неотвратимой судьбы. Пожалуй, именно она в рамках сериала является той точкой, в которой смыкается порочный круг, являющийся концентрацией мизогинии и насилия, которые тянутся из прошлого и через настоящее устремляются в будущее.

Если между структурным устройством «Летиции» и лентами Карризи можно провести параллели, то форма у авторов крайне разнится. Обе работы Карризи очень стилизованны — в них много внимания уделяется игре со светом, театрально выстроенной символической атрибутике, подчеркнуто грязным желтым и красным тонам. «Летиция» же соответствует исключительно сандэнсовскому формату. Сериал отличается ненавязчивыми композициями Рафа Кюнена, которые соответствуют аутентичной приглушенной цветовой гамме, которая меняется в зависимости от временной линии. Если в прошлом присутствует больше теплых оттенков, которые, несмотря на повсеместные насилие и несправедливость, добавляют долю надежды на будущее, то настоящее, в котором рухнули все ожидания, насквозь пропитано холодностью. Завершающим штрихом становится медленное движение камеры, успевающей уловить человеческие пороки и внутреннюю надломленность героев — характерный почерк оператора Давида Шамбиля, снявшего «Девушку из ниоткуда» Жан-Клода Бриссо.

В свое время Листрад не раз обращался к реально произошедшим криминальным историям. Сперва его «Убийство воскресным утром», на примере дела Брентона Батлера раскрывающее тему несовершенства американской системы правосудия, получило «Оскар» за «Лучший документальный фильм». А в 2004 году автор выпустил документальный мини-сериал «Подозрения», освещающий судебный процесс, в ходе которого следствие пыталось доказать причастность писателя Майкла Петерсона к гибели его супруги.

В «Летиции» Листрад вновь исследует темы несовершенства социальных и судебных структур, которые, к слову, будут близки в том числе и нашему зрителю в силу их актуальности не только во Франции. Однако на этот раз в ленту плотно вплетена рефлексия относительно человеческой жестокости, семейного насилия, а также насилия над женщинами. Круговорот из зверств, тирании и безнадеги преследует главных героинь буквально с самого детства, не прекращаясь вплоть до финала — при этом с подачи автора он не подчеркнут яркими штрихами, а кажется чем-то обыденным, что может скрываться за любой соседской дверью, от чего еще больше накатывает леденящая дрожь. И после финала, который все же задает обнадеживающий тон, только и остается задаваться вопросом: разорвется ли порочный круг? 

«Летиция» стала первым французским сериалом, принявшим участие в кинофестивале «Сандэнс»

Сериал основан на книге Ивана Яблонько и реальной истории исчезновения девушки во Франции в 2011 году 

* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Мари Коломб
Летиция
Софи Брейер
Джессика
Янник Шуара
Франц
Сэм Карманн
Жиль Патрон
Кевин Азиз
Фрэнк
Ноам Моргенштерн
Тони
Клотильд Молле
Мишель Патрон
Никакого кумовства, только честные и непредвзятые мнения. С нашими друзьями-кинокритиками такое и не провернешь: бог дал им хороший вкус и способность чувствовать цвета и оттенки. Тем, кто курирует фестивали, пишет книги и сам снимает, — мы доверяем.
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Алексей Филиппов
Анастасия Гладильщикова
Евгений Ткачев
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты
Читайте также
Новости — 13:46, 5 мая
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день» Читать
Новости — 14:00, 8 мая
Вышел трейлер фильма по «Долгой прогулке» Стивена Кинга Читать
Новости — 12:00, 8 мая
Маргарет Куолли снимется в фильме «Любовь твоей жизни», который продюсирует Райан Гослинг Читать
Новости — 17:30, 7 мая
Lego представила 10 полноразмерных болидов для «Формулы-1» Читать
Новости — 15:30, 7 мая
Маша возвращается: вышел трейлер комедии «Не одна дома 2» Читать
Хочу ещё